«Избирательная кампания — деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов» — такое определение дается в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Выборы — это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с законодательством в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
В настоящем материале на примере выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга мы попробуем, не вдаваясь во все юридические подробности, рассказать нашим читателям об основных этапах, ключевых действующих лицах и временных рамках подготовки и проведения избирательной кампании.
Официальный старт избирательной кампании дает публикация в СМИ решения о назначении выборов, которое происходит не ранее чем за 100 и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. С этого момента для основных участников избирательного процесса начинается отсчет сроков осуществления отдельных избирательных действий. При назначении досрочных выборов сроки могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.
Среди участников избирательного процесса стоит выделить следующих действующих лиц: избиратели, кандидаты и избирательные объединения (политические партии), доверенные лица и уполномоченные представители, наблюдатели, избирательные комиссии, СМИ.
Из всех перечисленных участников беспристрастными и независимыми в период избирательной кампании являются избирательные комиссии. Избирательная комиссия — коллегиальный орган, формируемый на основе предложений политических партий и общественных объединений. В целях обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан, а также подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга действуют Санкт-Петербургская избирательная комиссия (состоит из 14 членов комиссии с правом решающего голоса), 30 территориальных избирательных комиссий (по 8 членов комиссии с правом решающего голоса), участковые избирательные комиссии — в Петербурге в период выборов их образуется более 1800 (формируются в количестве 7-11 членов комиссии с правом решающего голоса в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка). Вся информация о сроках и о ходе избирательной кампании, о кандидатах и избирательных объединениях сосредоточена в избирательных комиссиях. Избирательными комиссиями рассматриваются также обращения о нарушениях избирательного законодательства.
Главная «солирующая» роль в избирательной кампании принадлежит, конечно же, избирателю — гражданину Российской Федерации, достигшему возраста 18 лет и обладающему активным избирательным правом, то есть правом выбирать. В целом весь механизм и все участники избирательной кампании работают с целью обеспечения возможности реализовать гражданами конституционное право на участие в выборах.
Основными действующими лицами при выдвижении и регистрации списков кандидатов, за которых мы будем голосовать, являются непосредственно политические партии, кандидаты и избирательные комиссии. Следует обратить внимание, что каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом и достигший 21 года, в течение трех дней после опубликования решения о назначения выборов вправе обратиться в любое избирательное объединение с предложением включить его в список кандидатов. Список кандидатов делится на общегородскую и территориальные части. Период выдвижения и регистрации списков кандидатов может длиться до 30 дней. В этот период в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию представляются все установленные законом сведения о кандидатах, включенных в список, регистрируются уполномоченные представители и доверенные лица, представляются отчеты о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, открываются специальные избирательные счета, проводится сбор подписей в поддержку выдвижения списка кандидатов и последующая проверка порядка сбора и достоверности представленных подписей.
Агитационный период начинается со дня выдвижения списка кандидатов и заканчивается в ноль часов за одни сутки до дня голосования. Предвыборная агитация может проводиться с использованием СМИ, посредством проведения агитационных публичных мероприятий, посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.
Сразу стоит уточнить, что предвыборную агитацию на каналах телерадиовещания и в периодических печатных изданиях избирательные объединения и кандидаты вправе начать проводить не ранее чем за 28 дней до дня голосования и прекратить в ноль часов за одни сутки до дня голосования. СМИ, готовые представлять эфирное время, печатную площадь, а также изготовители печатных агитационных материалов в течение 30 дней после официальной публикации решения о назначении выборов заявляют о готовности предоставлять свои услуги, публикуют расценки и уведомляют об этом Санкт-Петербургскую избирательную комиссию.
За 40 дней до дня голосования начинается формирование участковых избирательных комиссий, публикуются списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования. За 20 дней до голосования сведения об избирателях, включенных в списки избирателей по избирательным участкам, представляются в участковые избирательные комиссии для ознакомления и уточнения. В этот же период силами территориальных и участковых избирательных комиссий ведется извещение избирателей о времени и месте голосования.
Не позднее чем за 30 дней до дня голосования городская избирательная комиссия утверждает форму бюллетеня для голосования, проводит жеребьевку в целях определения порядка размещения наименований и эмблем избирательных объединений, выдвинувших зарегистрированные списки кандидатов. В участковые избирательные комиссии бюллетени передаются не позднее чем за один день до голосования.
Само голосование будет проводиться с 8 до 20 часов 4 декабря 2011 года на специально оборудованных избирательных участках в присутствии членов участковых избирательных комиссий, наблюдателей. Сразу после окончания времени голосования участковые избирательные комиссии производят подсчет голосов и составляют протоколы об итогах голосования. Не позднее чем через восемь дней со дня голосования Санкт-Петербургская избирательная комиссия определяет результаты выборов, и в течение одних суток после определения общие данные о результатах выборов направляются в СМИ.
В течение 30 дней после опубликования результатов выборов избирательные объединения обязаны представлять в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию итоговые финансовые отчеты о размерах избирательных фондах, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательных фондов. После получения указанные финансовые отчеты в течение 5 дней передаются в государственные СМИ для опубликования.
Избирательная кампания считается завершенной после представления Санкт-Петербургской избирательной комиссией в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и Контрольно-счетную палату Санкт-Петербурга отчета о расходовании средств, выделенных из бюджета на подготовку и проведение выборов.
Выборы – это не только день голосования
Санкт-Петербургская избирательная комиссия