Изменения законодательства РФ и Санкт-Петербурга по наиболее значимым вопросам для деятельности органов местного самоуправления

Информационный материал об изменениях законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга, а также постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по наиболее значимым вопросам для деятельности органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга за первое полугодие 2011 года.

1. Изменения законодательства в сфере организации местного самоуправления и муниципальной службы


1.1. Внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:


1.1.1. Согласно Федеральному закону от 20.03.2011 №38-ФЗ «О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов» не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. При этом законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Кроме того введено правовое регулирование создания и деятельности фракций в представительном органе муниципального образования.


1.1.2. Федеральный закон от 21.04.2011 №69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополняет вопросы местного значения муниципальных образований поселений и городских округов в сфере дорожной деятельности, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест).


1.1.3. Федеральный закон от 03.05.2011 №88-ФЗ «О внесении изменения в статью 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставляет полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по утверждению законом субъекта Российской Федерации условий контракта для главы местной администрации внутригородского муниципального образования города федерального значения в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.


1.2. Федеральным законом от 03.05.2011 №92-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» введена новая формулировка пункта 10 части первой указанной статьи, согласно которой в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему дополнительно запрещается принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в должностные обязанности муниципального служащего входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.


1.3. Федеральный закон от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» определяет правовые основы организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований; права, обязанности и ответственность должностных лиц контрольно-счетных органов; а также полномочия субъектов Российской Федерации городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по определению законами соответствующих субъектов Российской Федерации порядка заключения соглашений между представительными органами внутригородских муниципальных образований  и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации городов федерального значения о передаче им полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля


1.4. Приняты 7 законов Санкт-Петербурга, вносящих изменения в Закон Санкт-Петербурга от 23.09.2009 №420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге»:


1.4.1. Закон Санкт-Петербурга от 02.02.2011 №51-22 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга» и отдельные законы Санкт-Петербурга, регулирующие отношения в области территориального устройства Санкт-Петербурга и организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» в связи с переименованием муниципального округа №70 в муниципальный округ Коломяги;


1.4.2. Закон Санкт-Петербурга от 02.02.2011 №55-24 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О плате за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» и Закон Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» исключает из вопросов местного значения муниципальных образований городов организацию, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного образования. Соответственно из перечней имущества, которое может быть в  муниципальной собственности исключено имущество, предназначенное для содержания учреждений дошкольного образования. Указанный Закон Санкт-Петербурга вступает в силу с 1 января 2012 года;


1.4.3. Закон Санкт-Петербурга от 09.02.2011 №65-29 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» направлен на приведение указанного Закона Санкт-Петербурга в соответствие с требованиями федерального законодательства, а также уточнение разграничения полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере организации местного самоуправления;


1.4.4. Закон Санкт-Петербурга от 13.04.2011 №204-50 «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» определяет условия установления и выплаты ежемесячной доплаты за стаж (общую продолжительность) работы (службы) в органах местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга. Кроме того, указанным Законом Санкт-Петербурга устанавливается новый вопрос местного значения внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга — назначение, выплата, перерасчет ежемесячной доплаты за стаж (общую продолжительность) работы (службы) в органах местного самоуправления муниципальных образований к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образований, а также приостановление, возобновление, прекращение выплаты доплаты к пенсии в соответствии с законом Санкт-Петербурга;


1.4.5. Закон Санкт-Петербурга от 13.04.2011 №208-51 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» в соответствии с федеральным законодательством содержит правовые нормы о заслушивании муниципальным советом муниципального образования ежегодных отчетов главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных муниципальным советом муниципального образования.

Кроме того, указанный Закон Санкт-Петербурга определяет, что глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:

1) подконтролен и подотчетен муниципальному совету муниципального образования;

2) представляет муниципальному совету муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных муниципальным советом муниципального образования;

3) обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Санкт-Петербурга;


1.4.6. Закон Санкт-Петербурга от 01.06.2011 №347-15 «О внесении изменения в Закон Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» определяет в качестве вопроса местного значения для муниципальных образований городов представление в уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга предложений по схемам размещения нестационарных торговых объектов.


1.4.7. Закон Санкт-Петербурга от 29.06.2011 №461-93 «О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга в сфере организации местного самоуправления» устанавливает обязательность выплаты депутату муниципального совета, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе денежной компенсации в связи с осуществлением им своего мандата. Указанным Законом Санкт-Петербурга также предусмотрен порядок изменения границ внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.


1.5. 16.03.2011 принят Закон Санкт-Петербурга №125-37 «О соотнесении должностей, образованных до 11 августа 2006 года в органах местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, муниципальным должностям, должностям муниципальной службы в Санкт-Петербурге, исходя из должностных окладов по которым устанавливается доплата к трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет)».

Этим Законом Санкт-Петербурга утверждены:

Перечень соотнесения муниципальных должностей, образованных до 11 августа 2006 года в органах местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, муниципальным должностям, предусмотренным Реестром муниципальных должностей в Санкт-Петербурге, исходя из должностных окладов по которым устанавливается доплата к трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет), а также

Перечень соотнесения должностей муниципальной службы, образованных до 11 августа 2006 года в органах местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, должностям муниципальной службы, предусмотренным Реестром должностей муниципальной службы в Санкт-Петербурге, исходя из должностных окладов по которым устанавливается доплата к трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет).

Утверждение указанных перечней было необходимо для исполнения Закона Санкт-Петербурга от 13.04.2011 №204-50 «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга».


2. Изменения законодательства о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления


2.1. Изменения Закона Санкт-Петербурга от 29.10.2008 №681-118 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга», внесенные в связи с изменениями федерального законодательства:


2.1.1. Законом Санкт-Петербурга от 26.01.2011 №28-17 «О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга» внесено изменение, в частности, в Закон Санкт-Петербурга от 29.10.2008 №681-118 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга». Указанный Закон Санкт-Петербурга приведен в соответствие с Федеральным законом от 04.06.2010 №117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с изменением срока полномочий избирательных комиссий». Срок полномочий избирательных комиссий муниципальных образований увеличен с 4 до 5 лет.


2.1.2. Законом Санкт-Петербурга от 02.02.2011 №57-25 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» внесены дополнения в части уточнения порядка досрочного прекращения полномочий избирательной комиссии муниципального образования, опубликования решений избирательных комиссий, содержащих сведения о кандидатах в депутаты, предоставления помещений для проведения агитационных мероприятий, а также перечня лиц, которые не могут быть избраны депутатами.


2.1.3. Законом Санкт-Петербурга от 09.02.2011 №62-26 «О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга в связи с уточнением порядка использования открепительных удостоверений при проведении выборов и референдумов» изложена в новой редакции статья 44 указанного Закона Санкт-Петербурга «Открепительное удостоверение». Кроме того, внесены отдельные изменения в порядок составления протокола участковой избирательной комиссии и порядок подсчета голосов избирателей.


3. Изменения нормативных правовых актов по вопросам государственной поддержки семей, детей, граждан, являющихся инвалидами, и по другим вопросам, связанным с деятельностью органов опеки и попечительства


3.1. Федеральный закон от 07.03.2011 №27-ФЗ «О внесении изменений в статью 17-2 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» определил, что днем обращения за единовременным пособием при передаче ребенка на воспитание в семью считается день приема (регистрации) органом, уполномоченным производить назначение и выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, заявления о назначении единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, днем обращения за единовременным пособием при передаче ребенка на воспитание в семью считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления этого заявления. В случае, если к указанному заявлению приложены не все необходимые документы, орган, уполномоченный производить назначение и выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, дает лицу, обратившемуся за единовременным пособием при передаче ребенка на воспитание в семью, письменное разъяснение, какие документы должны быть представлены дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через шесть месяцев со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за единовременным пособием при передаче ребенка на воспитание в семью считается день приема (регистрации) заявления о назначении единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления этого заявления.


3.2. Федеральным законом от 04.05.2011 №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросу о порядке определения места жительства детей до на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства и о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения. Кроме того. установлена административная ответственность за нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов.


3.3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2011 №249 «Об организации выезда из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждены:

Правила выдачи органами опеки и попечительства разрешений на выезд из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существенные условия договора об организации отдыха и (или) оздоровления таких несовершеннолетних граждан Российской Федерации, а также требования к юридическим лицам, выразившим намерения заключить указанный договор;

Правила осуществления органами опеки и попечительства учета несовершеннолетних граждан Российской Федерации, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выехавших из Российской Федерации для отдыха и (или) оздоровления, и контроля за их своевременным возвращением в Российскую Федерацию.


3.4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2011 №233 «О внесении изменения в Правила ведения личных дел совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» определено, что в случае прекращения опеки и попечительства над совершеннолетним подопечным его личное дело передается на хранение в архив органа опеки и попечительства. Личные дела совершеннолетних подопечных хранятся в архиве органа опеки и попечительства в течение 75 лет, после чего подлежат экспертизе ценности документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.


3.5. Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2011 №8-16 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге» и в Закон Санкт-Петербурга «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Санкт-Петербурге» уточнено понятие «многодетная семья» в указанных законах Санкт-Петербурга. Многодетная семья — это семья, имеющая в своем составе трех и более детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), а также пасынков и падчериц) в возрасте до 18 лет.


3.6. В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 23.03.2011 №149-45 «О внесении изменения в Закон Санкт-Петербурга «О предоставлении бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге» бесплатная юридическая помощь будет предоставляться гражданам, являющимся инвалидами, не только по вопросам реабилитации, как это было ранее, но и по вопросам жилищного, трудового законодательства, а также по вопросам, связанным с назначением пенсий и пособий.


3.7. Согласно Закону Санкт-Петербурга от 20.04.2011 №216-48 «О внесении изменения в Закон Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной поддержки детей и молодежи в Санкт-Петербурге» право на оплату проезда железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения предоставлено членам многодетных семей, которые имеют в своем составе трех и более несовершеннолетних детей, один или оба родителя которых являются гражданами Российской Федерации, имеющими место жительства или пребывания в Санкт-Петербурге, с 27 апреля по 31 октября включительно с 90-процентной скидкой от действующего тарифа при оплате проезда железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения независимо от прохождения маршрута поездки по территории других субъектов Российской Федерации.


3.8. 06.04.2011 принят Закон Санкт-Петербурга №176-49 «О почетном звании Санкт-Петербурга «За заслуги в воспитании детей» и премии Санкт-Петербурга «За заслуги в воспитании детей», вступающий в силу с 1 января 2011 года. Указанный закон Санкт-Петербурга определяет основания и порядок присвоения почетного звания «За заслуги в воспитании детей», а также размеры премий.


4. Изменения законодательства Санкт-Петербурга об административных правонарушениях


Закон Санкт-Петербурга от 02.02.2011 №47-21 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» изложил в новой редакции статью 23 указанного Закона Санкт-Петербурга. В отдельный состав административного правонарушения выделено нарушение установленных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства от снега и наледи, в том числе работ по очистке кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега и наледи. Административная ответственность за указанное правонарушение установлена в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.


5. Правовое регулирование межбюджетных отношений


23.06.2011 Комитет финансов Санкт-Петербурга издал распоряжение №95-р «Об утверждении Порядка формирования уведомлений по расчетам между бюджетами».

Указанный правовой акт разработан в целях исполнения приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15.12.2010 №173н «Об утверждении форм первичных учётных документов и регистров бухгалтерского учёта, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».

Распоряжением Комитета финансов Санкт-Петербурга №95-р определена процедура оформления Комитетом финансов Санкт-Петербурга как главным распорядителем средств бюджета Санкт-Петербурга в части межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга из бюджета Санкт-Петербурга, уведомлений по расчетам между бюджетами по форме 0504817, утвержденной приказом Минфина России от 15.12.2010 №173н.


6. Изменения нормативного правового регулирования по вопросам противодействия коррупции


22.06.2011 издано распоряжение Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга №168-р «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению антикоррупционного мониторинга в Санкт-Петербурге».

Приложением 1 к указанным методическим рекомендациям утвержден перечень показателей и информационных материалов антикоррупционного мониторинга в Санкт-Петербурге. В частности, в разделе 5 указанного перечня приведены 210 показателей реализации мер антикоррупционной политики в органах местного самоуправления в Санкт-Петербурге. По указанным показателям Комитет по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления Администрации Губернатора Санкт-Петербурга должен обобщать информацию в установленные сроки.


7. Важные новации законодательства


7.1. 20.03.2011 принят Федеральный закон №41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования.


7.2. 21.03.2011 принято постановление Правительства Российской Федерации №185 «О внесении изменений в Правила подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)».


7.3. 06.04.2011 приняты Федеральный закон №63-ФЗ «Об электронной подписи» и Федеральный закон №65-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электронной подписи».


7.4. 21.04.2011 принят Федеральный закон №79-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».


7.5. 01.06.2011 принят Федеральный закон №106-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда». Минимальный размер оплаты труда с 1 июня 2011 года составляет 4611 рублей в месяц.


7.6. 04.06.2011 принят Федеральный закон №123-ФЗ «О внесении изменений в жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».


7.7. 10.06.2011 принято постановление Правительства Российской Федерации №459 «О внесении изменений в стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».


7.8. 14.06.2011 принят Федеральный закон №138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации».

В частности, согласно этому Федеральному закону граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.


7.9. 08.06.2011 принят Закон Санкт-Петербурга №390-70 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге».