ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 декабря 2012 г. N 307-р
О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТ 30.11.2012 N 1249 «О РЕАЛИЗАЦИИ
СТАТЬИ 127 СЕМЕЙНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Список изменяющих документов
(в ред. Распоряжения Комитета по социальной политике
Санкт-Петербурга от 19.02.2013 N 37-р)
Во исполнение пункта 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2012 N 1249 «О реализации статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации»:
- Утвердить:
1.1. Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению N 1.
1.2. Форму заявления о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению N 2.
1.3. Форму направления для прохождения подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению N 3.
- Контроль за выполнением распоряжения возложить на первого заместителя председателя Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Литвинова С.П.
Председатель Комитета
по социальной политике
Санкт-Петербурга
А.Н.Ржаненков
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к распоряжению Комитета
по социальной политике
от 25.12.2012 N 307-р
ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ
РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Список изменяющих документов
(в ред. Распоряжения Комитета по социальной политике
Санкт-Петербурга от 19.02.2013 N 37-р)
- Общие положения
1.1. Настоящая Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее — Программа подготовки), в соответствии со статьей 127 Семейного кодекса Российской Федерации определяет структуру Программы подготовки, содержание Программы подготовки, учебно-тематический план Программы подготовки, форму проведения подготовки по Программе подготовки, общую трудоемкость Программы подготовки, а также итоговую аттестацию по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью (далее — кандидаты в приемные родители).
1.2. Понятия и термины, используемые в настоящей Программе подготовки, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством.
1.3. Организация подготовки кандидатов в приемные родители осуществляется органами опеки и попечительства.
(в ред. Распоряжения Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 19.02.2013 N 37-р)
- Цели и задачи подготовки граждан
2.1. Целью подготовки кандидатов в приемные родители является повышение уровня компетентности и осознанности кандидатов в приемные родители при принятии в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, для профилактики возвратов детей из семей, принявших их на воспитание.
(в ред. Распоряжения Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 19.02.2013 N 37-р)
2.2. Задачами подготовки кандидатов в приемные родители являются:
(в ред. Распоряжения Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 19.02.2013 N 37-р)
а) повышение психолого-педагогической и правовой компетенции кандидатов в приемные родители и формирование педагогических навыков для воспитания ребенка;
б) обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
в) содействие созданию благоприятной адаптационной среды для детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях кандидатов в приемные родители;
(в ред. Распоряжения Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 19.02.2013 N 37-р)
г) профилактика кризисных ситуаций в семьях, принявших на воспитание детей;
д) снижение числа возврата детей, оставшихся без попечения родителей, из семей, принявших на воспитание детей.
- Содержание Программы подготовки
3.1. Содержание Программы подготовки состоит из учебно-тематического плана, включающего трудоемкость Программы подготовки, наименования и содержания разделов Программы подготовки, содержащего требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители.
3.2. Учебно-тематический план Программы подготовки по очной форме:
(в ред. Распоряжения Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 19.02.2013 N 37-р)
N
п/п |
Наименование раздела | Всего
часов |
Лекции | Тренинги | Индиви-
дуальное консуль- тирование |
1 | Введение в курс подготовки кандидатов
в приемные родители |
7 | 1 | 3 | 3 |
2 | Представление о потребностях развития
приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей |
9 | 1,5 | 6,5 | 1 |
3 | Этапы развития ребенка | 2 | 1 | 1 | |
4 | Особенности развития и поведения
ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка |
4 | 1 | 3 | |
5 | Последствия от разрыва с кровной
семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) |
4 | 1 | 3 | |
6 | Адаптация приемного ребенка и
приемной семьи |
6 | 1 | 3 | 2 |
7 | «Трудное» поведение приемного
ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка |
8 | 1,5 | 6,5 | |
8 | Обеспечение безопасности ребенка.
Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
4 | 1 | 3 | |
9 | Особенности полового воспитания
приемного ребенка |
2 | 1 | 1 | |
10 | Роль семьи в обеспечении потребностей
развития и реабилитации ребенка |
10 | 1 | 3 | 6 |
11 | Основы законодательства Российской
Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
2 | 2 | ||
12 | Взаимодействие приемной семьи с
органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
2 | 2 | ||
13 | Подведение итогов освоения курса
подготовки кандидатов в приемные родители |
3 | 3 | ||
Итого | 63 | 13 | 35 | 15 |
3.3. Содержание разделов Программы подготовки:
3.3.1. Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители.
Раздел 1 Программы подготовки включает проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка);
а) содержание, цели и этапы проведения Программы подготовки кандидатов в приемные родители;
б) задачи подготовки, в том числе по следующим темам:
выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирование у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомление кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомление кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;
в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);
г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;
д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
3.3.2. Раздел 2. Предоставление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей.
Раздел 2 Программы подготовки включает следующие темы:
изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация — усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания — санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
3.3.3. Раздел 3. Этапы развития ребенка.
Раздел 3 Программы подготовки включает следующие темы:
общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
3.3.4. Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.
Раздел 4 Программы подготовки включает следующие темы:
виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
диспропорция развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия;
семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
3.3.5. Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности).
Раздел 5 Программы подготовки включает следующие темы:
потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
типы «нарушенной привязанности» (понятие «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности, «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»);
понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие). Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
3.3.6. Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи.
Раздел 6 Программы подготовки включает следующие темы:
особенности ожиданий приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;
тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;
роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
3.3.7. Раздел 7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка.
Раздел 7 Программы подготовки включает следующие темы:
формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;
эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.
3.3.8. Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.
Раздел 8 Программы подготовки включает следующие темы:
создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития.
3.3.9. Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка.
Раздел 9 Программы подготовки включает следующие темы:
возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
способы защиты ребенка от сексуального насилия.
3.3.10. Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка.
Раздел 10 Программы подготовки включает следующие темы:
родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка;
стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;
способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;
социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
3.3.11. Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Раздел 11 Программы подготовки включает следующие темы:
правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;
формы семейного устройства: усыновление, опека или попечительство; формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;
требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок предоставления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном, попечителем или приемным родителем;
порядок предоставления кандидатами в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства, перечень документов ребенка, передаваемых приемной семье;
порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном или попечителем после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок предоставления опекунами или попечителями, приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
правовые последствия усыновления, установления опеки или попечительства — личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов или попечителей, а также членов их семей;
порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
3.3.12. Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.
Раздел 12 Программы подготовки включает следующие темы:
родительские и профессиональные функции приемной семьи;
взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;
информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи; взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
3.3.13. Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.
Раздел 13 Программы подготовки включает следующие темы:
обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;
обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;
проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;
составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к распоряжению Комитета
по социальной политике
от 25.12.2012 N 307-р
Список изменяющих документов
(в ред. Распоряжения Комитета по социальной политике
Санкт-Петербурга от 19.02.2013 N 37-р)
В местную администрацию
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
(наименование внутригородского
муниципального образования
Санкт-Петербурга)
от гражданина _______________________
_____________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
паспорт: серия __________ N _________
_____________________________________
(указать кем, когда выдан)
Адрес регистрации по месту жительства
(пребывания): _______________________
_____________________________________
Адрес фактического проживания: ______
_____________________________________
_____________________________________
Контактная информация:
_____________________________________
_____________________________________
(домашний, рабочий, мобильный
телефон, адрес электронной почты)
ЗАЯВЛЕНИЕ
о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Прошу зачислить меня на курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с целью прохождения психолого-педагогической и правовой подготовки.
Выражаю свое согласие на:
— прохождение психологического обследования;
— составление заключения о моей готовности и способности к приему
детей на воспитание в семью.
«__» __________________ 20__ г.
___________ _________________
(подпись) (Ф.И.О.)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к распоряжению Комитета
по социальной политике
от 25.12.2012 N 307-р
Список изменяющих документов
(в ред. Распоряжения Комитета по социальной политике
Санкт-Петербурга от 19.02.2013 N 37-р)
Бланк органа местного
самоуправления внутригородского
муниципального образования
Санкт-Петербурга
Исх. N __________ «__» __________ 20__ г.
НАПРАВЛЕНИЕ
Местная администрация ___________________________________________________
(наименование внутригородского муниципального образования)
направляет гражданина _____________________________________________________
(Ф.И.О., дата рождения, паспортные данные)
в _________________________________________________________________________
(наименование организации, осуществляющей подготовку лиц, желающих принять
на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей) для
зачисления на курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою
семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Глава местной администрации _______________________________________________
(наименование внутригородского муниципального образования)
______________________ _______________________________
(подпись) (Фамилия, имя, отчество)