Привлечение иностранцев к труду в России

В Василеостровском районе поставлено на миграционный учёт по состоянию на настоящий момент — 28 169 иностранных граждан. Наибольшее количество иностранных граждан, пребывающих (проживающих) на территории Василеостровского района составляют: Республика Беларусь, Республика Узбекистан, Украина, Казахстан, Китай, Молдова, Республика Таджикистан.

Межведомственной рабочей группой проводятся регулярные проверки в местах осуществления трудовой деятельности и проживания иностранных граждан.

Так, прокуратурой района совместно с сотрудниками отделения иммиграционного контроля отдела УФМС России по СПб и ЛО в Василеостровском районе и сотрудниками УМВД России по Василеостровскому району проведены проверки по фактам массового проживания иностранных граждан — «гастарбайтеров» в жилых домах, расположенных по адресам: 2 линия, д. 11, 8 линия, д. 23, ул. Железноводская, д. 68, 14 линия, д. 99, ул. Гаванская, д. 46, 10 линия, д. 25/42, Косая линия, д. 24/25 и других.

В ходе проверок выявлено более 30 иностранных граждан, нарушающих миграционное законодательство РФ. Материалы в отношении указанных лиц были направлены в Василеостровский федеральный суд для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение режима пребывания иностранных граждан на территории РФ с административным выдворением за пределы РФ.

Прокуратурой Василеостровского района совместно с сотрудниками отделения иммиграционного контроля отдела УФМС России по СПб и ЛО в Василеостровском районе Санкт-Петербурга проведена проверка на строительных и реконструируемых объектах района, предприятиях общественного питания, использующих в своей деятельности иностранных работников, на предмет соблюдения миграционного и трудового законодательства.

По результатам проведения проверок возбуждено 36 административных производств в отношении работодателей, привлекающих к трудовой деятельности иностранных граждан, за нарушение миграционного законодательства.

В ходе проверок выяснилось, что работодатели, привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, зачастую не знают, как правильно оформить трудоустройство иностранного работника.

В соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать, в том числе, иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
Разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу.

Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает заявление о выдаче ему разрешения на работу лично либо через организацию, в установленном порядке осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации, либо через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя данного иностранного гражданина.

Одновременно с заявлением иностранным гражданином представляются:

1) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

2) миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;

3) квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган не позднее десяти рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на работу обязан выдать данному иностранному гражданину разрешение на работу или уведомление об отказе в выдаче такого разрешения. Разрешение на работу выдается данному иностранному гражданину лично по предъявлении им документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве. Решение об отказе в выдаче данному иностранному гражданину разрешения на работу может быть обжаловано в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или в суд в течение трех рабочих дней со дня получения данным иностранным гражданином указанного уведомления.

Форма бланка разрешения на работу иностранному гражданину утверждена приказом ФМС РФ от 25.12.2006 г. № 370. В ней указан вид деятельности, которым вправе заниматься иностранный гражданин. Указание конкретного вида разрешенной деятельности означает, что работодатель может привлекать иностранных работников только для выполнения работ по профессии, которая указана в разрешении на работу.

Практика показывает, что многие работодатели привлекают к работе на строительных объектах иностранных рабочих (чаще всего граждан Республики Белорусь, Узбекистана и Таджикистана) без соответствующих разрешений, нелегально. Среди этой категории иностранных рабочих высок уровень травматизма, зачастую со смертельным исходом, однако, привлечь работодателя к уголовной ответственности достаточно сложно, так как иностранцы трудятся неофициально, за минимальную зарплату, без соблюдения элементарных трудовых прав.

Статьёй 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. Для граждан штраф может составить от 2 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц штраф может составить от 25 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц — от 250 до 800 тысяч рублей.

Надзор за исполнением законодательства в сфере миграционных отношений является одним из приоритетных направлений в деятельности прокуратуры Санкт-Петербурга.

Прокуратура Василеостровского района