РАСПОРЯЖЕНИЕ от 25 декабря 2012 г. N 307-р О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТ 30.11.2012 N 1249 «О РЕАЛИЗАЦИИ СТАТЬИ 127 СЕМЕЙНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Cкачать: ms-word

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 25 декабря 2012 г. N 307-р

О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТ 30.11.2012 N 1249 «О РЕАЛИЗАЦИИ

СТАТЬИ 127 СЕМЕЙНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Список изменяющих документов

(в ред. Распоряжения Комитета по социальной политике

Санкт-Петербурга от 19.02.2013 N 37-р)

Во исполнение пункта 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2012 N 1249 «О реализации статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации»:

  1. Утвердить:

1.1. Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению N 1.

1.2. Форму заявления о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению N 2.

1.3. Форму направления для прохождения подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению N 3.

  1. Контроль за выполнением распоряжения возложить на первого заместителя председателя Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Литвинова С.П.

Председатель Комитета

по социальной политике

Санкт-Петербурга

А.Н.Ржаненков

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к распоряжению Комитета

по социальной политике

от 25.12.2012 N 307-р

ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ

РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Список изменяющих документов

(в ред. Распоряжения Комитета по социальной политике

Санкт-Петербурга от 19.02.2013 N 37-р)

  1. Общие положения

1.1. Настоящая Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее — Программа подготовки), в соответствии со статьей 127 Семейного кодекса Российской Федерации определяет структуру Программы подготовки, содержание Программы подготовки, учебно-тематический план Программы подготовки, форму проведения подготовки по Программе подготовки, общую трудоемкость Программы подготовки, а также итоговую аттестацию по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью (далее — кандидаты в приемные родители).

1.2. Понятия и термины, используемые в настоящей Программе подготовки, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством.

1.3. Организация подготовки кандидатов в приемные родители осуществляется органами опеки и попечительства.

(в ред. Распоряжения Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 19.02.2013 N 37-р)

  1. Цели и задачи подготовки граждан

2.1. Целью подготовки кандидатов в приемные родители является повышение уровня компетентности и осознанности кандидатов в приемные родители при принятии в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, для профилактики возвратов детей из семей, принявших их на воспитание.

(в ред. Распоряжения Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 19.02.2013 N 37-р)

2.2. Задачами подготовки кандидатов в приемные родители являются:

(в ред. Распоряжения Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 19.02.2013 N 37-р)

а) повышение психолого-педагогической и правовой компетенции кандидатов в приемные родители и формирование педагогических навыков для воспитания ребенка;

б) обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

в) содействие созданию благоприятной адаптационной среды для детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях кандидатов в приемные родители;

(в ред. Распоряжения Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 19.02.2013 N 37-р)

г) профилактика кризисных ситуаций в семьях, принявших на воспитание детей;

д) снижение числа возврата детей, оставшихся без попечения родителей, из семей, принявших на воспитание детей.

  1. Содержание Программы подготовки

3.1. Содержание Программы подготовки состоит из учебно-тематического плана, включающего трудоемкость Программы подготовки, наименования и содержания разделов Программы подготовки, содержащего требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители.

3.2. Учебно-тематический план Программы подготовки по очной форме:

(в ред. Распоряжения Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 19.02.2013 N 37-р)

 N

п/п

        Наименование раздела Всего

часов

Лекции Тренинги Индиви-

дуальное

консуль-

тирование

 1 Введение в курс подготовки кандидатов

в приемные родители

  7   1    3     3
 2 Представление о потребностях развития

приемного   ребенка   и   необходимых

компетенциях   приемных    родителей.

Понятие    о    мотивации    приемных

родителей

  9  1,5   6,5     1
 3 Этапы развития ребенка   2   1    1  
 4 Особенности  развития   и   поведения

ребенка,  оставшегося  без  попечения

родителей, подвергавшегося  жестокому

обращению.   Диспропорции    развития

ребенка

  4   1    3  
 5 Последствия  от  разрыва  с   кровной

семьей    для    развития    ребенка,

оставшегося без  попечения  родителей

(нарушения привязанности, особенности

переживания    горя     и     потери,

формирование   личной   и    семейной

идентичности)

  4   1    3  
 6 Адаптация   приемного    ребенка    и

приемной семьи

  6   1    3     2
 7 «Трудное»     поведение     приемного

ребенка, навыки управления  «трудным»

поведением ребенка

  8  1,5   6,5  
 8 Обеспечение   безопасности   ребенка.

Меры   по    предотвращению    рисков

жестокого  обращения   и   причинения

вреда здоровью ребенка

  4   1    3  
 9 Особенности    полового    воспитания

приемного ребенка

  2   1    1  
10 Роль семьи в обеспечении потребностей

развития и реабилитации ребенка

 10   1    3     6
11 Основы  законодательства   Российской

Федерации   об   устройстве    детей,

оставшихся без  попечения  родителей,

на воспитание в семьи граждан

  2   2    
12 Взаимодействие   приемной   семьи   с

органами  опеки  и  попечительства  и

иными организациями, предоставляющими

услуги детям и семьям

  2      2  
13 Подведение  итогов   освоения   курса

подготовки  кандидатов   в   приемные

родители

  3         3
  Итого  63   13    35    15

3.3. Содержание разделов Программы подготовки:

3.3.1. Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители.

Раздел 1 Программы подготовки включает проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка);

а) содержание, цели и этапы проведения Программы подготовки кандидатов в приемные родители;

б) задачи подготовки, в том числе по следующим темам:

выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;

ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

формирование у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

ознакомление кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

ознакомление кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;

в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);

г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;

д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

3.3.2. Раздел 2. Предоставление о потребностях развития приемного ребенка и о необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей.

Раздел 2 Программы подготовки включает следующие темы:

изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация — усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания — санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;

проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;

проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

3.3.3. Раздел 3. Этапы развития ребенка.

Раздел 3 Программы подготовки включает следующие темы:

общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);

роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

3.3.4. Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.

Раздел 4 Программы подготовки включает следующие темы:

виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;

диспропорция развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия;

семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;

оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

3.3.5. Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности).

Раздел 5 Программы подготовки включает следующие темы:

потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;

причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;

типы «нарушенной привязанности» (понятие «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности, «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»);

понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие). Последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.

3.3.6. Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи.

Раздел 6 Программы подготовки включает следующие темы:

особенности ожиданий приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка;

этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации;

тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный;

роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.

3.3.7. Раздел 7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка.

Раздел 7 Программы подготовки включает следующие темы:

формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними;

эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;

причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;

понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.

3.3.8. Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.

Раздел 8 Программы подготовки включает следующие темы:

создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);

способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;

предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;

медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития.

3.3.9. Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка.

Раздел 9 Программы подготовки включает следующие темы:

возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;

формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;

способы защиты ребенка от сексуального насилия.

3.3.10. Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка.

Раздел 10 Программы подготовки включает следующие темы:

родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка;

стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;

способы реагирования семьи на стрессовые ситуации;

социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;

семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;

понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

3.3.11. Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Раздел 11 Программы подготовки включает следующие темы:

правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;

формы семейного устройства: усыновление, опека или попечительство; формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства;

требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок предоставления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном, попечителем или приемным родителем;

порядок предоставления кандидатами в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;

порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;

порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства, перечень документов ребенка, передаваемых приемной семье;

порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном или попечителем после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;

меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;

защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;

порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье; порядок предоставления опекунами или попечителями, приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;

правовые последствия усыновления, установления опеки или попечительства — личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов или попечителей, а также членов их семей;

порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;

последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;

порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

3.3.12. Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.

Раздел 12 Программы подготовки включает следующие темы:

родительские и профессиональные функции приемной семьи;

взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;

информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи; взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.

3.3.13. Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.

Раздел 13 Программы подготовки включает следующие темы:

обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;

обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;

проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;

составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к распоряжению Комитета

по социальной политике

от 25.12.2012 N 307-р

Список изменяющих документов

(в ред. Распоряжения Комитета по социальной политике

Санкт-Петербурга от 19.02.2013 N 37-р)

                                      В местную администрацию

                                      _____________________________________

                                      _____________________________________

                                      _____________________________________

                                      (наименование  внутригородского

                                      муниципального      образования

                                      Санкт-Петербурга)

                                      от гражданина _______________________

                                      _____________________________________

                                            (Фамилия, имя, отчество)

                                      паспорт: серия __________ N _________

                                      _____________________________________

                                           (указать кем, когда выдан)

                                      Адрес регистрации по месту жительства

                                      (пребывания): _______________________

                                      _____________________________________

                                      Адрес фактического проживания: ______

                                      _____________________________________

                                      _____________________________________

                                      Контактная информация:

                                      _____________________________________

                                      _____________________________________

                                      (домашний, рабочий, мобильный

                                      телефон, адрес электронной почты)

                                 ЗАЯВЛЕНИЕ

      о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание

         в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

    Прошу зачислить меня  на  курс  подготовки  лиц,  желающих  принять  на

воспитание в свою семью ребенка, оставшегося  без  попечения  родителей,  с

целью прохождения психолого-педагогической и правовой подготовки.

    Выражаю свое согласие на:

    — прохождение психологического обследования;

    —  составление  заключения  о  моей  готовности  и способности к приему

детей на воспитание в семью.

                                            «__» __________________ 20__ г.

                                              ___________ _________________

                                               (подпись)      (Ф.И.О.)

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к распоряжению Комитета

по социальной политике

от 25.12.2012 N 307-р

Список изменяющих документов

(в ред. Распоряжения Комитета по социальной политике

Санкт-Петербурга от 19.02.2013 N 37-р)

Бланк органа местного

самоуправления внутригородского

муниципального образования

Санкт-Петербурга

Исх. N __________ «__» __________ 20__ г.

                                НАПРАВЛЕНИЕ

Местная   администрация ___________________________________________________

                 (наименование внутригородского муниципального образования)

направляет гражданина _____________________________________________________

                            (Ф.И.О., дата рождения, паспортные данные)

в _________________________________________________________________________

(наименование организации, осуществляющей подготовку лиц, желающих  принять

на воспитание в семью ребенка, оставшегося  без  попечения  родителей)  для

зачисления на курс подготовки лиц, желающих принять на  воспитание  в  свою

семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Глава местной администрации _______________________________________________

                 (наименование внутригородского муниципального образования)

                    ______________________  _______________________________

                          (подпись)             (Фамилия, имя, отчество)