Издревле на Руси пожары наносили большие ущербы, нередко принимая масштабы стихийных бедствий. Неоднократно русские города выгорали дотла. Дабы не допустить подобных трагедий правители различными способами старались уберечь свои владения от уничтожения огнем. Первое упоминание о противопожарных мероприятиях, а точнее о борьбе с поджигателями, можно обнаружить в сборнике законов «Русская правда», изданном в XI веке при Великом князе Ярославе Мудром. В то время такие злоумышленники карались весьма сурово. Их обращали в рабов, а имущество конфисковывали.
К одним из первых на Руси пожарно-профилактическим мерам можно отнести и строительство вокруг городов каменных стен. Они защищали города от нередко возникавших в те времена массовых пожаров в поселениях, находящихся за городскими стенами, а также играли оборонительную роль.
В 1504 году, в период царствования Великого князя Ивана Васильевича III, появились первые на Руси противопожарные правила для населения, которые носили предупредительный характер: «летом изб и бань без крайней надобности не топить»; «по вечерам в доме огня не держать»; «кузнецам и ремесленникам, коим нужен огонь, заниматься делом своим вдали от жилых зданий».
После опустошительного пожара Москвы в 1547 году Иван IV издает указ, которым предписывалось: иметь в домах на случай пожара бочки и чаны с водой, строить печи и очаги на пустырях вдали от жилых помещений для варки пищи, а также запрещалось всем без исключения обывателям топить летом бани.
При Алексее Михайловиче все эти указы приобрели определенную законодательную форму. В обнародованных в 1649 году «Наказе о городском благочинии» и «Соборном уложении» повторялись прежние распоряжения, освящались вопросы пожарной безопасности в жилищах, лесах и на полях.
Петр I, приступая к строительству новой столицы, уделял большое внимание вопросам предупреждения пожаров. Вышедшие ранее указы и распоряжения оставались в силе. Кроме этого издается ряд указов, направленных на регламентацию строительства, с целью соблюдения всевозможных предосторожностей от огня. Улицы делали прямые и широкие, дома ставились вдоль улиц в одну линию, между ними соблюдались разрывы, создавались искусственные пруды и каналы. Здания возводили из камня. В 1714 году первый архитектор города Д. Трезини разработал «образцовые» проекты домов для «именитых», «зажиточных» и «подлых». Предусматривались меры снижения опасности пожаров от печного отопления. Были опубликованы Указы и распоряжения по уходу и содержанию печей и дымоходов. В 1721 году была утверждена должность городского трубочиста и его помощника. Не забыл Петр и о пожарах на судах и судоверфях и о мерах к их предупреждению. Все они сводились к воспрещению иметь на судах огонь и курить. Впрочем, курение иногда допускалось с разрешения капитана в определенных местах. За невыполнение и нарушение правил следовали суровые наказания и штрафы. После смерти Петра противопожарные мероприятия проводились непоследовательно и носили случайный характер. Были забыты многие предупреждающие пожар меры, которые строго соблюдались в 1 четверти XVIII века.
Рост и развитие Петербурга в XIX веке сопровождались увеличением числа пожаров. Указ Александра I от 24 июня 1803 года о создании профессиональной пожарной команды в Санкт-Петербурге не предусматривал мер по предупреждению пожаров. В течение XIX века правительство издает указы и распоряжения, направленные на предупреждение пожаров, но в них отсутствуют какие-либо указания об организации и методах проведения этой работы. Большое внимание этим вопросам уделяло созданное в 1893 году Соединенное (с 1898 года — Императорское) Российское пожарное общество (ИРПО), которое объединяло добровольные пожарные формирования России. Одной из его задач являлось «изыскание и развитие мер предупреждения и пресечения пожарных бедствий…» В Уставе отмечалось, что ИРПО: — исследует меры предохранения от пожаров и борьбы с ними, собирает и издает по этим предметам статистические данные и различные полезные сочинения; — устраивает музеи, выставки, конкурсы по пожарному делу, съезды пожарных деятелей, специальные школы и мастерские пожарного дела и огнестойкого строительства.
В 1906 году в Петербурге были открыты курсы пожарных техников, которые впервые в России начали готовить специалистов пожарного дела. Надо отметить, что в основу обучения было положено стремление дать слушателям курсов такую теоретическую и практическую подготовку, при которой они могли стать «ответственными распорядителями огнетушения в городских и сельских местностях, на фабриках и заводах, а также проводниками рациональных предупредительных противопожарных мер». Выпускники курсов должны были владеть вопросами тушения и профилактики пожаров. Но все меры по предупреждению пожаров начиная с XVI и до начала XX в.в. носили не законодательный, а рекомендательный характер.
Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем» от 17 апреля 1918 года предусматривал основные вопросы развития пожарного дела в стране, как в области тушения, так и профилактики. Декретом предусматривалось: — издание на устанавливаемых законами основаниях, общих правил, инструкций и обязательных постановлений о мерах предупреждения и тушения пожаров, и в том числе правил о противопожарной охране фабрично-заводских и горно-заводских предприятий, нефтяных промыслов, рудников, лесов, торфяников и прочих источников народного благосостояния; — установление порядка собирания материалов и форм ведения пожарной статистики, а также правил для производства разного рода анкет и обследований в области пожарного дела и огнестойкого строительства; — наблюдение за исполнением обязательных постановлений по пожарной части и за правильным расходованием денежных средств, отпускаемых на противопожарные меры и огнестойкое строительство. Практически декрет стал основой для создания Государственного пожарного надзора.
В 1920-е годы в стране был принят ряд постановлений, направленных на предупреждение пожаров, повышение ответственности за пожарную безопасность со стороны хозяйственных руководителей, усиление государственных мер борьбы с огнем. Закономерным итогом этой деятельности явилось решение о создании единой системы Государственного пожарного надзора, призванной обеспечить осуществление как предупредительных, так и оборонительных мер борьбы с огнем.
18 июля 1927 года ВЦИК и СНК РСФСР утвердили «Положение об органах государственного пожарного надзора». Создается стройная система Государственного пожарного надзора в автономных республиках, краях, округах, городах и сельской местности, которому вменяется в обязанность проведение предупредительных осмотров фабрик, заводов, зданий, сооружений и объектов. Журнал «Пожарное дело» отмечал: «18 июля 1927 года для пожарного дела является историческим днем, положившим твердое правовое основание важнейшему сейчас в стране делу создания пожарной безопасности всего нашего народного хозяйства».
С образованием Госпожнадзора началось проведение планомерных профилактических мероприятий. В первую очередь на всех крупных промыслах и предприятиях страны стали проводиться пожарно-технические обследования, а вопросы пожарной безопасности стали предметом широкой агитации и пропаганды. В цехах, на предприятиях, в жилом секторе создавались специальные ячейки по предупреждению пожаров и борьбы с ними.
Государственный пожарный надзор МЧС России на сегодняшний день представляет собой мощную и результативную систему, направленную на предупреждение и профилактику пожаров, а также реализацию эффективных мер защиты населения, объектов защиты и материальных ценностей от огня. Ежедневная работа, проводимая органами ГПН, позволила добиться значительных результатов в области профилактики и предупреждения возгораний, существенно снизив количество пожаров, жертв и объем материальных потерь.
В системе МЧС России есть девиз, кратко и ёмко описывающий все функции Министерства: «Предупреждение, спасение, помощь». Так, именно важнейшая задача по ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ пожаров и возложена на сотрудников Государственного пожарного надзора.
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы
Василеостровского района УНДПР ГУ МЧС России
по г. Санкт-Петербурга
ВДПО Василеостровского района