Сегодня в нашей беседе мы поговорим об экстремизме с позиции права, мы расскажем Вам о причинах возникновения этого явления в молодежной среде, поговорим о радикальных объединениях (формированиях, сообществах, организациях), в деятельности которых содержатся признаки экстремистской деятельности, а также разграничим понятия протестных действий экстремистского и неэкстремисткого понятия.
Но начнем мы с определения экстремизма. В современном праве оно звучит следующим образом: «Экстремизм — это любое превышение пределов допустимого, при наличии злого смысла или умысла». Превышение пределов допустимого трактуются в праве как предел, за которым складывается угроза существования самой системы или ее части. Под злым смыслом подразумевается безнравственность, противоречащая требованиям морали, и заслуживающая осуждения. Злой умысел — это осознанный спланированный акт проявления воли, имеющей в своей основе злой смысл.
Предпосылки возникновения и развития экстремизма в молодежной среде различны. К ним, в первую очередь, можно отнести демографическую ситуацию, сложившуюся в современной России, и состояние здоровья нации, а именно: продолжает снижаться общая численность молодого поколения. Обнаруживается доминирующий рост заболеваемости, сопутствующей крайней бедности (активный туберкулез). Смертность в молодом возрасте чаще стала следствием болезни, ранее несвойственной этому возрасту. Молодежь подвержена воздействию массовых психических эпидемий (куда входят массовая апатия, всплески преступности, самоубийств, наркотизации). Резкое ухудшение условий жизни, недостаточность услуг в области здравоохранения отрицательно сказываются на брачности, рождаемости, продолжительности жизни. Говоря о молодом поколения для него типична городская молодежь, выросшая в малодетной, зачастую неполной семье, где старшее поколение не уделяет ей должного внимания.
Одной из предпосылок экстремизма также является и высокий рост миграционных и эмиграционных тенденций. Наиболее реальными стали тенденции утраты равенства граждан в получении образовательных услуг из-за низкого уровня доходов большинства населения. Образовательная подготовка молодежи оказывается недостаточной для обеспечения обороноспособности страны. Серьезно ухудшаются параметры труда и отдыха учащихся и студентов. Не прекращается отток кадров из образования и науки. В системе образования практически блокирован институт воспитания. В связи с кризисными процессами социально-экономического положения молодежи ухудшается. Резко падает ценность труда в структуре ценностных ориентаций молодежи. Наблюдаются весьма значительные различая по прожиточному минимуму, иждивенческой нагрузки на трудоспособное население нашей страны по сравнению с западными странами. Образ жизни большинства современной молодежи, с одной стороны имеет пассивно-потребительский характер, в большей степени ориентированный на пребывание в домашней обстановке, а также в кругу друзей, в малых коллективах, а с другой стороны направлен на выживание, при сохранении устремленности на сохранение основных жизненных целей, среди которых все большую роль стало играть образование.
Таким образом охарактеризовать социальное положение молодежи можно следующим образом:
— снижение образовательного и культурного потенциала поколения
— нравственная деградация поколения, выраженная в криминализации сознания и поведения, которая приводит к снижению нравственного порога допустимого.
— рост экстремистских тенденций в молодежной среде на фоне политической неустойчивости всего общества
— рост праворадикальных и леворадикальных группировок и повышение их влияния на молодежь
— рост межнациональной, межэтнической неприязни
— усиление эмиграционных тенденций наиболее образованной части молодежи за рубеж
— снижение показателей вступления в брак. Рост бракоразводности, и как его следствие снижение рождаемости
— резкий взлет наркомании, в меньшей степени алкоголизма, переход данного явления в неуправляемый режим, а как следствие — подрыв и разрушение генофонда нации
— реальный разрыв преемственности поколений не только по идеологическим, но и нравственным характеристикам.
Таким образом, мы видим, что внешних посылок для экстремистского поведения в настоящее время более чем достаточно. Вместе с тем истоки экстремизма можно искать не только во внешних условиях, но и в самом процессе развития личности.
Человеческая природа с момента зачатия подвергается целому ряду отрицательных воздействий:
1. Внутриутробный период развития — нежелательность ребенка, нарушение матерью режима развития: курение, потребление алкоголя, наркотических средств, нарушение режима питание, ссоры в семье, угрозы, прослушивание агрессивной музыки.
2. От рождения до двух лет — нарушение принципов ухода за ребенком, отсутствие любви и теплоты, агрессия в отношении ребенка, ненормальная морально-психологическая среда в доме.
3. От двух до семи лет — несформированность базовых ценностных представлений. Понятий, и чувств., таких как любовь и ненависть. Стыд и ответственность, добро и зло, красота и безобразие, отношения к женщине или мужчине, осознания себя как ценности. Важнейшей задачей на данном этапе формирования личности является закладка как на сознательном так и на подсознательном уровне чувства любви.
4. В подростковом возрасте закладывается жизненная программа личности. Подросток многое черпает из социального опыта окружающих его людей, прежде всего родителей, педагогов, друзей. из образовательных программ и СМИ.
5. В юношеский возрасте происходит нарушение главного принципа развития -потребления и отдачи, это происходит из-за задержки развития. Нехватки самостоятельной социальной практики и социального неравенства.
Поэтому основами общегосударственной и молодежной политики являются:
— защита среды обитания и развития детей и молодежи
— защита процесса развития человека, начиная с раннего детства, в соответствии с этапами развития личности
— защита прав молодых людей
— социальная помощь и поддержка (сильным молодым людям — информацией, большинству- созданием благоприятных условий и оказанием целевой, адресной помощи, слабым — конкретной поддержкой и контролем).
Законом РФ «О противодействии экстремистской деятельности» к экстремистской деятельности отнесена деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовки и совершению действий, направленных на:
— насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности РФ
— подрыв безопасности РФ
— захват или присвоение властных полномочий
— создание незаконных вооруженных формирований
— осуществление террористической деятельности
— возбуждение расовой, национальной, религиозной розни, связанной с насилием или призывами к насилию
— унижение национального достоинства
— осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма. по мотивам идеологической политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, а также по мотивам ненависти либо вражды в отношении к какой-либо социальной группы
— пропаганду исключительности, превосходства, либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной. Расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.
К экстремистской деятельности относится пропаганда и публичной демонстрирование нацистской атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий, а также финансирование указанной деятельности или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной полиграфической, материально-технических средств.
По идеологической составляющей экстремистов можно классифицировать следующим образом:
1) Националисты, неофашисты
2) Радикалы в области социально-экономических вопросов (радикальные коммунисты, анархисты)
3) Религиозные экстремистские формирования-ваххабиты, дьяволопоклонники и др.
4) «Зеленые» (экологические и культуроохранные), деятельность которых направлена на защиту окружающей среды и на сохранение памятников истории, культуры и архитектуры
5) Мимикранты — противоправная деятельность общекриминального характера — под видом экстремистской деятельности.
Также следует разграничить протестные действия экстремистского и неэкстремистского характера.
К протестным действиям неэкстремистского характера можно отнести:
— самозащиту своих прав, к которым относится судебная защита гражданских прав, при этом способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. При этом в уголовном праве существует понятие «крайней необходимости», предусмотренная ст. 39 УК РФ, как одно из обстоятельств, исключающих преступность деяния. Это состояние, при которм лицо причиняет вред охраняемым уголовным законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающим личности и правам данного лица или других лиц или охраняемым законом интересам общества или государства — если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышение крайней необходимости,
— отсутствие насилия,
— соблюдение законности при проведения радикальных акций, которым относятся проведение митингов, пикетов, демонстраций, вывешивание транспарантов. Исключение составляют случаи использования лозунгов и плакатов с призывами насильственного изменения основ конституционного строя и нарушения целостности РФ (ст. 280 УК РФ), а также национальных, нацеленных на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. 282УК РФ). Также к радикальным акциям относятся: захваты подъездных путей, объектов. Гласное требование такой акции — отсутствие насилия или угрозы применения насилия, а также применение оружия или предметов имитирующих оружие, в противном случае такая акция будет отнесена к террористической. Самой известной организацией, практикующей такого рода акции, является «Гринпис».
К протестным действиям экстремистского характера относятся:
Саботаж (партизанская борьба, диверсия). Подобная форма экстремизма является основной в среде «зеленых» экстремистов. Сюда относятся всевозможные варианты повреждения оборудования, призванные сделать экологически вредные действия экономически невыгодными. Главное требование экологического саботажа — непричинение физического вред людям. Нанесенный в результате саботажа ущерб может быть значительным и незначительным. В случае причинения значительного имущественного ущерба данные действия квалифицируются по ст. 205 УК РФ — терроризм, при незначительном — как хулиганство (ст. 213 УК РФ).
Кибер-саботаж, который осуществляется идейными хакерами, пользователями, вторгающимися в программное обеспечение в целях кражи, искажения, либо порчи данных. Действия хакера преследуются по закону.
Терроризм (от лат. страх, ужас) — политика подавления противника насильственными методами, вплоть до его физического уничтожения, метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей, преимущественно через систематическое использование насилия.
В российском законодательстве терроризмом является насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций. Уничтожение или угрозы уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба, либо наступление иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам или удовлетворения их неправомерных имущественных или иных интересов. Терроризмом также является посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности, либо из мести за такую деятельность. Или нападение на представителя иностранного государства, или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения, либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений.
Хулиганство — преступление против общественной безопасности, предусмотренное ст. 213 УК РФ., заключающееся в грубом нарушении общественного порядка, выражающемся в явном неуважении к обществу, сопровождающемся применением насилия к гражданам, с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
В настоящее время в Санкт-Петербурге имеется несколько крупных радикальных формирований, которые можно назвать одним общим термином — «петербургские неформалы». Одни из них — «сатанисты». Они называют себя сторонниками истинного света, приверженцами тьмы или дьяволопоклонниками. При этом самими участниками сатанинских формирований разработана классификация различных ответвлений сатанизма:
1. Антихристиане, они же дьяволопоклонники. Основа вероучения — Библия, за исключением некоторых заповедей, таких как: «не укради», «не убий», «не прелюбодействуй», «чти только себя». Культ — черная месса. Практикуют жертвоприношения, в том числе — человеческие, оскверняют храмы. Считают себя истинными сатанистами.
2. Маги — считают себя старейшей сектой. Почитают как бога Димиурга, творца всего сущего, так и Сатану — повелителя энергии. Признают и Библию, и средневековые магико-алхимические труды. Совершают различные магические обряды, вызывают духов, Сатану, признают жертвоприношения животных.
3. Ортодоксальные сатанисты — считают богом Сатану. Совершают обряды и ритуалы без жертвоприношений, практикуют медитацию.
4. Сатанисты философы — учение базируется на «Сатанинской Библии» Антона Шандора, проповедуют индивидуализм, удовлетворение собственного эго человека, признают идею сверхчеловека в трактовке Ницше, отвергают жертвоприношение. Воспринимают сатану как силу, ведущую человечество за определенные ему пределы.
5. Религиозные сатанисты — используют элементы древнеегипетского культа Света. Целью для членов секты является достижение самоактулизации и божественности, большое внимание уделяют религиозным аспектам, пытаются отмежеваться от сатанистов.
6. Гностики — поклоняются темным силам природы. Считают темное начало добрым божеством, а его антогониста — злым.
7. Гуманисты — считают Сатану санитаром природы, нуждающимся в содействии.
8. Любители — принимают не столько учение сатанизма, но и его символику и атрибутику — ради развлечения, на короткий срок.
9. Ведьмы — не имеют стройной организации и активно используют традиционные ведовские рецепты и ритуалы.
С позиции права сатанистов рассматривают как два самостоятельных движения: неагрессивных сатанистов и религиозных экстремистов-вандалов-дьяволопоклонников, враждующих между собой. Дьяволопоклонники относятся к категории вандалов, практикуют разрушения крестов и надгробий на кладбищах, также у них практикуется ритуальное мучение животных. Указанные ритулы совершаются ими в основном на смоленском кладбище ВО.
В Санкт-Петербурге также существует «Движение Скинхедов» — бритоголовых. Участники группы бреют головы до блеска (чтобы в драке невозможно было ухватить за волосы), причем в драке они, в основном, используют выкидной нож, кастеты, бейсбольную биту, ремни с утяжеленной пряжкой и носят специальную атрибутику военного стиля — белый и зеленый камуфляж. Они часто называют себя мусорщиками, санитарами города — избавляют общество от наркоманов, гомосексуалистов, педофилов и нищих. Причем избавление фактически заключается в физическом уничтожении.
Движение скинхедов разнообразно. Имеется два крупных крыла: Бонхеды — в переводе «тупоголовые», так называемые нацисты они них мы рассказали выше и Скины-антифашисты, которые в основном выступают пртив войны в Чечне. Борятся против сексизма (угнетения женщин), гомофобии (преследования сексуальных меньшинтв).
Они всегда там, где люди другой национальности подвергаются нападениям. Они борются против жестокости правоохранительных органов. Эксплуатации, против тюрем. Кроме того, существуют и зеленые скины — защитники природы. Они отличаются нашивками на камуфляже — у бонхедов нашивки нацистские, у антифашистов — коммунистические, в виде молота.
В Санкт-Петербурге движение скинхедов состоит из следующих слоев:
1. Идеологизированные группы — основанные на патриотизме социальной справедливости. Они как правило проводят массовые хулиганские действия, разжигают межнациональную рознь. Они делятся на группы, не имеющие тюремного прошлого подростков 15-18 лет и группы, состоящие из более взрослых участников, имеющих опыт пребывания в тюрьме. Эта группа сформирована или «голубыми» лидерами, опущенными в тюрьме, из подростков 14-17 лет по принципу гарема. Их еще называют «скинпедами». Скинпеды практикуют двойную мораль: для внешнего окружения они борятся с лицами кавказской национальности и выступают против сексуальных меньшинств, внутри же группировки практикуется гомосексуализм. При широком декларировании погромов данные группы стараются избегать уголовно-наказуемых деяний. Или это так называемые криминальные группы, профессионально занимающиеся разбоями и грабежами, при этом экстремистской деятельностью они занимаются, как хобби. Их движущей силой является озлобленность и мстительность.
2. А также: группы, которые используют только внешнюю атрибутику скинов, как дань моде, так называемые модники, и мимикраты, использующие имидж скинов для реализации преступной деятельности. Они также именуют себя хулиганами. Члены группы постоянно пьяны и активно занимаются «гоп-стопом» — мелкими разбойными ограблениями прохожих.
Также к радикальным формированиям Петербурга можно отнести «Партию Свободы» — это межрегиональное общественное объединение, зарегистрированное в 2001 году. Ее руководство осуществляется Юрием Беляевым, старшим лейтенантом милиции в отставке, одним из самых известных националистов Санкт-Петербурга. Ее устав был официально зарегистрирован Министерством юстиции РФ. В качестве исходного идеологичского пастулата партии было взято православие. Данная партия имела государственную регистрации в С-Петербурге. НСП проводила массовые акции: факельные шествия, наци-граффити, поджег костров, оказывала силовое давление на противников, в том числе — нелегальных эмигрантов. Также указанная партия известна своими «съездами националистов». Численность партии в Санкт-Петербурге составляла 2000 человек, в основном ее членами являются бритоголовые подростки, панки. Партия свободы активно работает среди скинхедов, вовлекая их в свою организацию. Наиболее интенсивно работа ведется в среде футбольных фанатов, на стадионе во время проведения футбольных матчей. Там же набираются подростки для участия в несанкционированных митингах и демонстрациях.
Национал-большевистская партия. Зарегистрирована в качестве межрегиональной общественной организации в Москве. Лидер-Эдуард Лимонов. Партия имеет в своих рядах большой процент молодежи. Также в ее ряды входили Егор Летов — лидер группы «Гражданская оборона», национал-социалист Баркашов, композитор-авангардист Сергей Курехин. Идеология национал-большевизма основана на принципе двух революций — национальной и социальной. Национальная революция имеет целью установить власть Русских в России, то есть осуществить национальную справедливость. Социальная революция имеет целью установить в стране справедливость имущественную, экономическую. Она будет проведена в интересах большенства граждан и направлена будет против класса собственников — подавляющего меньшинства.
Все члены партии образуют семью. Во главе ее стоит вождь, которому беспрекословно должны подчиняться все члены семьи. Он распоряжается жизнью и смертью каждого члена партии. Он безжалостен со слабыми и умеет манипулировать сильными. Он не религиозен, но поддерживает хорошие отношения с церковью. Он презирает слабость и пренебрегает государством и его законами, считает, что все средства хороши, если они дают желаемый результат. К 2001 году партия была безусловным лидером среди политических радикальных формирований. На митингах поднимались темы коррупции. Незаконной приватизации, несправедливых решений судов. НБП делает упор на молодежный андеграунд, в качестве своей социальной базы рассматривает социально-неудовлетворенную молодежь, начиная с подросткового возраста, в основном — скинхедов и молодежь из околобогемных тусовок. В своей работе НБП весьма жестко критикует семью как социальный институт. Семья рассматривается как конкурент партии, поэтому активно ведется антисемейная агитация, вплоть до ненависти к ней.
М.А. Махнович,
старший помощник прокурора Василеостровского района,
младший советник юстиции