Так, еще в начале 2009 года отменена возможность внесения избирательного залога в качестве механизма выдвижения кандидатов. Таким образом, на предстоящих выборах все семь зарегистрированных сегодня политических партий (или их Санкт-Петербургские региональные отделения) должны будут провести съезды (конференции) и выдвинуть списки кандидатов. При этом для регистрации списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями «ЕДИНАЯ РОССИЯ», «КПРФ», «ЛДПР» и «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» (все они представлены в настоящее время в действующих составах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга), следует представить лишь требуемые законодательством документы, подтверждающие инициативу партии о выдвижении списка, необходимую информацию и копии документов о кандидатах, а также некоторые финансовые документы. Тем партиям, которые не представлены в российском или городском парламенте (партии «ПРАВОЕ ДЕЛО», «ПАТРИОТЫ РОССИИ» и «ЯБЛОКО») для регистрации потребуется дополнительно представить в свою поддержку подписи избирателей. Количество представляемых подписей при этом осталось на том же уровне, что и в 2007 году, то есть 1% от числа зарегистрированных избирателей (на 1 июля 2011 года это составляет почти 34 тысячи подписи).
В рамках реализации озвученного Федеральному Собранию Российской Федерации Послания Президента Российской Федерации 2009 года фактически снижен так называемый «заградительный барьер». Так партия, которая получит по результатам выборов менее 5% голосов избирателей, вообще не будет допущена до распределения депутатских мандатов; партии, за которых высказались от 5 до 7% избирателей — обязательно получат по одному мандату; более успешные партии займут места в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга пропорционально полученным голосам.
За прошедшее время в целях обеспечения равенства доступа к соответствующим ресурсам изменился порядок предоставления эфирного времени и печатных площадей в СМИ, а также выделения помещений для встреч с избирателями для проведения предвыборной агитации. Так на весь агитационный период (а он начинается за 28 дней до дня голосования и заканчивается накануне дня выборов) региональные государственные организации телерадиовещания обязаны резервировать не менее 120 минут эфирного времени для проведения предвыборной агитации на бесплатной основе, а также не менее 240 минут эфирного времени для предоставления политическим партиям за плату.
Редакции государственных печатных СМИ обязаны зарезервировать не менее 5% от общего размера еженедельной печатной площади своего издания для безвозмездного предоставления политическим партиям и еще не менее 10% еженедельного объема печатных площадей для публикации агитационных материалов за плату.
Остальные СМИ, в том числе и муниципальные, вправе предоставлять свой эфир и площади за плату на равных для всех партий условиях, при этом соответствующие расценки должны быть опубликованы в течение месяца со дня начала избирательной кампании и представлены в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию.
Если помещение, находящееся в государственной или муниципальной собственности, пригодное для проведения агитационных мероприятий, было предоставлено одной политической партии, собственник или владелец помещения не вправе отказать другой политической партии, зарегистрировавшей список кандидатов, в предоставлении этого же помещения на таких же условиях в течение агитационного периода. При этом заявки на выделение соответствующих помещений для проведения встреч представителей политических партий, зарегистрировавших списки кандидатов, с избирателями, рассматриваются собственниками, владельцами этих помещений в течение трех дней со дня подачи указанных заявок.
Особенностями нового петербургского закона, не связанного с изменениями федерального законодательства, являются предоставление права голосовать лицам, временно зарегистрированным на территории Санкт-Петербурга, и возможность голосования избирателей по почте.
Так, теперь на выборах петербургских парламентариев, как и на выборах депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации, в том числе имеют право голосовать военнослужащие и студенты, обучающиеся по очной форме обучения. Следует отметить, что указанные категории лиц должны быть зарегистрированы по месту жительства и (или) месту пребывания на территории Санкт-Петербурга по состоянию на день голосования.
Самым заметным изменением избирательного процесса, безусловно, является возможность голосования по почте. Этой возможностью смогут воспользоваться избиратели, которые 4 декабря не смогут прибыть в помещение своего избирательного участка (за исключением тех, к кому участковые избирательные комиссии обычно приходят с переносным ящиком для голосования на дом). В первую очередь нововведение коснется так называемых «московских петербуржцев», которые, обладая правом голосовать, до последнего времени практически не могли участвовать в петербургских выборах. Сам порядок голосования по почте устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, но уже сейчас можно сказать, что избиратели смогут в том числе по почте получить избирательный бюллетень от территориальных избирательных комиссий, а затем, сделав свой выбор, заблаговременно отправить по почте бюллетень с отметкой в специальных конвертах. Механизм голосования по почте предусматривает проверку права гражданина принимать участие в соответствующих выборах, а также обеспечение тайны голосования. Избиратели, отправляя по почте бюллетень, должны учесть примерные сроки прохождения почтовой корреспонденции.
Дополнительную информацию о подготовке и проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга можно получить на сайте Санкт-Петербургской избирательной комиссии: http://st-petersburg.izbirkom.ru.
Санкт-Петербургская избирательная комиссия