Стартовал «ледовый сезон» для спасателей МЧС. Его начало было ознаменовано 9 декабря сразу двумя спасательными операциями. Напомним, днем, около половины второго, в акватории Финского залива, в районе острова Котлин, произошел отрыв льдины с рыбаками, на которой находились девять человек. Течением льдину стало уносить в сторону фарватера, и по ходу движения она разломалась на три части. Усилиями спасателей с одной из льдин на борт буксира были подняты трое взрослых и один ребенок. Спустя 20 минут спасатели взяли на борт своего катера еще пятерых человек, которые дрейфовали на двух льдинах.
Тем же вечером в Единую службу спасения поступило сообщение о том, что на льду, примерно в 4-х км от берега, из-за плохой видимости два рыбака потеряли ориентир и не могут выйти на берег. На поиски был отправлен катер на воздушной подушке поисково-спасательной службы Санкт-Петербурга. Спустя час рыбаки были обнаружены и доставлены на берег.
Тем не менее, многие «храбрецы» рискуют собственными жизнями, забывая, что кажущийся прочным ледяной покров водоема, на проверку может оказаться тонким и неокрепшим.
ГИМС МЧС России по Санкт-Петербургу напоминает о необходимости крайне осторожного поведения граждан во время пребывания на льду.
Необходимо усвоить ряд несложных правил:
— Безопасным для человека считается лед толщиною не менее 10 сантиметров.
— В устьях рек и притоках прочность льда ослаблена. Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а также в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустов и камыша.
— Если температура воздуха выше 0 градусов держится более трех дней, то прочность льда снижается на 25%.
— Прочность льда можно определить визуально: лед голубого цвета — прочный, белого — прочность его в 2 раза меньше, серый, матово-белый или с желтоватым оттенком лед ненадежен.
— Прежде чем начать передвижение по льду, надо наметить безопасный маршрут и проверить прочность льда пешней или другим предметом. Опасно проверять прочность льда ударами ноги.
— При передвижении по льду группой необходимо соблюдать дистанцию 3-5 метров.
— При движении автомобиля по льду, ремни безопасности должны быть отстегнуты, в особо опасных местах необходимо высадить пассажиров, опустить стекла и приоткрыть дверцу.
— Рыбакам рекомендуется иметь с собой шнур длиной 12-15 м с грузом на одном и петлей на другом конце, нож или другой острый предмет, с помощью которого можно будет выбраться на лед в случае провала.
— Не рекомендуется просверливать много лунок на ограниченной площади.
— Если вы почувствовали, что лед под вами слабый, возвращайтесь по своим следам, делая первые шаги без отрыва от поверхности льда.
Как выбраться из ледяного плена?
Но, если вы все-таки по неосторожности провалитесь под лед, не паникуйте, а приложите все усилия для того, чтобы выбраться. Прежде всего, немедленно раскиньте руки, чтобы таким образом удержаться на поверхности льда. Не барахтайтесь в воде, хватаясь за кромку льда, это приведет лишь к напрасной потере сил. Старайтесь лечь грудью на кромку льда, выбросив вперед руки, или повернуться на спину и закинуть руки назад. Постарайтесь самостоятельно выбраться из опасного места, двигайтесь лежа, чтобы увеличить площадь опоры.
Не бросайте попавших в беду!
Заметив что кто-то провалился под лед, немедленно окажите помощь. Помните, что в ледяной воде человек быстро теряет силы.
Спасая провалившегося под лед, действуйте обдуманно и осторожно. Приближаться к пострадавшему лучше ползком, не делая при этом резких движений. Если вблизи вы заметили доски, жерди или лестницы, лучше воспользоваться ими, передвигаясь к пострадавшему лежа на этих предметах. Остановившись на безопасном расстоянии, не менее 3-5 метров от края пролома или проруби, подайте пострадавшему веревку, шест, ремень, шарф, доску, лестницу или другой имеющийся под рукой предмет. Как только пострадавший ухватится за поданный вами предмет, ползком тяните его на берег или на крепкий лед.
ГИМС МЧС России по Санкт-Петербургу