Надзор за исполнением законов о противодействии экстремизму в молодежной среде

 

Прокуроры систематически проводят проверки по исполнению законодательства об образовании и противодействии экстремистской деятельности с принятием мер реагирования по выявленным нарушениям. Особое внимание при этом уделяется региональным и муниципальным нормативным правовым актам, противоречащим положениям Конституции РФ и федеральным законам, создающим угрозу возникновения очагов межнациональной напряженности, межрелигиозных конфликтов и терроризма в субъектах Федерации.

Наиболее типичными нарушениями являются несоответствие требованиям законодательства учредительных документов, издание незаконных решений об отчислении детей до получения общего образования, невыплата стипендий и других выплат учащимся и студентам в нарушение федерального законодательства, непринятие соответствующих нормативных правовых актов в части обеспечения пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической безопасности, антитеррористической защищенности, а также в сфере защиты прав детей-сирот в «интернатных» учреждениях.

Осуществляя надзор за исполнением законодательства в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, значительное внимание прокуроры уделяют недопущению вовлечения несовершеннолетних и молодежи в экстремистскую деятельность, пресечению случаев распространения среди молодежи идей религиозного экстремизма.

Мероприятия по противодействию экстремистской деятельности проводятся в рамках реализации Целевой программы по профилактике экстремистской деятельности и терроризма: мероприятия информационно-пропагандистского направления, воспитательная работа с населением, в том числе направленная на профилактику проявлений экстремизма в молодежной среде.

Подобные мероприятия проводятся с участием молодежных, студенческих и школьных формирований по охране общественного порядка, руководителей военно-патриотических клубов, работников системы образования, представителей национальных диаспор, религиозных конфессий.

В то же время в последнее время наметились тенденции, которые могут повлечь за собой дестабилизацию в обществе. Наблюдается влияние приверженцев нетрадиционного ислама, которые проявляют активность и настойчивость в распространении своих взглядов.

Наиболее значимым дестабилизирующим фактором в современный период в общественной жизни страны является деятельность молодежных националистических и экстремистских группировок, а именно сторонников Движения против нелегальной иммиграции, «антифа», «скинхедов» и др.

Как правило, «скинхеды», «антифа» и другие неформальные молодежные группировки совершают хулиганство, умышленное причинение телесных повреждений, побои, т.е. преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 213, п. п. «а» и «б» ч. 2 ст. 115, п. п. «а» и «б» ч. 2 ст. 116 УК РФ. Эти преступления совершаются по мотивам идеологической вражды и ненависти в отношении членов противоборствующей группировки, а также лиц «неславянской национальности».

Также отмечаются проявления сторонников запрещенной судом общественной организации «Национал-большевистская партия» (далее — НБП) в различных регионах страны, которые активно участвуют в несанкционированных шествиях, митингах, распространяют листовки, материалы, литературу экстремистской направленности, в том числе с использованием ресурсов сети Интернет.

Правильная организация надзора, прежде всего за исполнением законодательства о противодействии экстремизму, о межнациональных и конфессиональных отношениях федеральными органами исполнительной власти, а также органами управления и руководителями общественных, религиозных объединений и иных организаций, стала эффективным средством профилактики совершения преступлений экстремистской направленности на ранних стадиях.

Структура преступности экстремистского характера по-прежнему свидетельствует о заметном преобладании преступлений против личности (умышленное причинение легкого, среднего, тяжкого вреда здоровью, побоев, угрозы убийством), общественной безопасности и общественного порядка (хулиганство), а также против государственной власти (возбуждение ненависти и вражды).

Наряду с мерами уголовно-правового характера органы прокуратуры активно применяют меры прокурорского реагирования профилактического характера, предусмотренные Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» ( в ред. 02.07.2013).

В целом результаты прокурорских проверок свидетельствуют о том, что принимаются необходимые меры к выявлению фактов и материалов, свидетельствующих о наличии в деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций и СМИ проявлений экстремизма.

В некоторых случаях своевременное реагирование на правонарушения экстремистской направленности в молодежной среде позволило не допустить использование СМИ и сети Интернет для дестабилизации обстановки в обществе.

Решение проблем молодежного экстремизма требует реализации комплекса организационных, правовых, профилактических мероприятий, совершенствования взаимодействия государственных органов, общественных организаций.

В целях эффективного противодействия экстремистским проявлениям в молодежной среде необходимо широкое участие государства и общества в создании комплекса превентивных мер, который включал бы в себя такие меры, как:

совершенствование законодательства в области межнациональных, межконфессиональных отношений и противодействия экстремистской деятельности;

проведение культурно-просветительской работы, направленной на формирование общественного мнения по неприятию идеологии экстремизма;

разработка и введение в программы обучения общеобразовательных и специальных учреждений, а также учреждений высшего профессионального образования специальных курсов по вопросам толерантности в современном российском обществе;

проведение в средствах массовой информации молодежных программ с участием представителей различных религиозных конфессий по разъяснению смысла духовных вероучений, освещением вопросов толерантного отношения к представителям других вероисповеданий и национальной принадлежности;

освещение в СМИ негативных последствий экстремистской деятельности, результатов работы правоохранительных органов по пресечению противоправной деятельности экстремистских формирований, объединений и группировок, а также деятельности государственных органов и общественно-политических объединений по предупреждению экстремизма;

принятие мер по недопущению распространения экстремистской идеологии в сети Интернет.

Задача органов прокуратуры — обеспечить согласованность и объединение усилий правоохранительных органов по разработке и реализации мер, форм, сил и средств, используемых ими в противодействии экстремистской деятельности в молодежной среде. Необходимо обращать особое внимание на выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений экстремистской направленности или препятствующих повышению эффективности деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия экстремизму в молодежной среде.


Старший помощник прокурора
младший советник юстиции
О. И. Цимбаревич