О важности заботы о здоровье приёмного ребёнка и семьи в целом.
Право ребёнка на медицинскую помощь
Беспокойство о здоровье будущего приемного ребенка привычно для кандидатов в приемные родители. Ведь все понимают, что принятие ответственности за ребенка (тем более с ограниченными возможностями здоровья или ребенка-инвалида) требует от законных представителей особых ресурсов и сил.
Знакомясь с ребенком в детском сиротском учреждении и получая, как правило, подробную (всю известную и проверенную на данный момент) информацию о здоровье и развитии ребенка от специалистов, кандидаты нередко испытывают сомнения в достоверности этой информации – им хочется убедиться, правильно ли поставлены диагнозы, хочется верить, что условия их семьи со временем смогут существенно изменить к лучшему состояние ребенка. И это действительно происходит так, но при условии постоянного пристального внимания законного представителя не только к физическому, но и к психическому здоровью ребенка, а также создания вокруг безопасной для него, способствующей восстановлению и развитию среды.
Приемные родители, размышляя о будущем своего ребёнка, думают о его образовании и выборе лучшей школы, волнуются об оценках и успешности. При этом вопросы здоровья ребёнка – как физического, так и психического – как будто уходят на второй план. Предполагается, что это само собой разумеется – конечно, заботливый родитель печётся о здоровье ребёнка. Как же иначе? Однако даже при выборе образовательного маршрута для ребенка приемные родители нередко руководствуются не актуальными способностями и возможностями ребенка, а престижем школы или интересными и «полезными» кружками и секциями, или их территориальной доступностью. При этом, как показывает практика, законные представители готовы пренебрегать даже рекомендациями специалистов – рекомендациями территориальных медико-психолого-педагогических комиссий (ТМПК) о выборе того или иного образовательного маршрута. К сожалению, в обществе до сих пор укоренена стигма учебы в коррекционных классах или школах как образования для изгоев, в то время как реалии XXI века требуют и позволяют учитывать и создавать для каждого ребенка индивидуальные условия для развития и образования.
Сталкиваясь с многочисленными случаями возврата детей из приёмных семей, специалисты не могут не отмечать, что основой конфликта, началом накапливания родительской усталости и в один момент «последней каплей» как раз и является длительная «нечуткость» приёмного родителя к особенностями поведения ребёнка, к проявлениям той травматизации, которую ребёнок приносит в приёмную семью из своей прошлой жизни.
Степень этой травмы очень разная: у кого-то из детей за плечами пренебрежение их базовыми потребностями (в еде, сне, безопасности), у кого-то – физическое и психологическое насилие, жестокое обращение. Во всех этих случаях внешняя травма (ушибы, порезы, истощение и т.п.) восполняются внимательным уходом уже в детском учреждении. В то время как травмы душевные могут быть сразу незаметны и дают о себе знать спустя годы.
Таким образом, своевременно оказанная ребёнку медицинская (в том числе психологическая) помощь служит гарантией успешности всего процесса как адаптации ребёнка в новой семье, так и его полноценного развития и благополучия в дальнейшем.
В чем заключаются права ребёнка на медицинскую помощь?
Статья 41 Конституции РФ гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Разумеется, приёмный родитель и не обязан иметь медицинское образование: для получения объективного обследования и организации лечения ребёнка родители обращаются к специалистам.
Как первичное обследование здоровья ребёнка при принятии его в семью, так и ежегодные диспансерные обследования – это возможность получать объективную оценку текущего состояния ребёнка, возможность выстроить план действий по его лечению и корректировать этот план с течением времени.
Однако даже имея на руках рекомендации врача (назначенные лекарства, индивидуальные или групповые консультации, диспансерное наблюдение и другое), законные представители нередко сталкиваются со сложностями:
- в понимании и принятии (неожиданного, сложного и порой пугающего) диагноза ребенка. Следствие – отказ давать ребёнку «серьёзные» лекарства или неготовность возить ребенка регулярно на консультации к специалистам;
- в нежелании самого ребёнка принимать рекомендованные лекарства и/или посещать занятия психолога или психотерапевта.
Обе эти проблемы требуют отдельного рассмотрения и честного разговора со специалистом.
Действительно, всем хочется верить, что их ребёнок абсолютно (или достаточно) здоров и готов наслаждаться новой благополучной жизнью, предложенной в приемной семьей. И то, что «старые» душевные раны вдруг дают о себе знать, – пугающая реальность. Реальность, о которой важно поговорить и со специалистом-психологом: ведь крушение собственных иллюзий и надежд о жизни с ребёнком, волнение от непонимания поведения ребёнка, порой и незнание особенностей развития детей – всё это может дополнительно усложнять жизнь родителей, создавать фон беспокойства и накапливать раздражение и усталость. Помогающий специалист поддержит, ободрит, напомнит забытую со школы приёмных родителей информацию, в случае необходимости проведёт диагностику состояния ребёнка и даст рекомендации по взаимодействию с ним или перенаправит к другим специалистам.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» отдельно отмечает (п. 4 ст. 20), что при отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа. Таким образом, законный представитель должен быть дополнительно проконсультирован и поставлен в известность специалистом о последствиях непринятия ребёнком назначенного лечения.
Важным является и спокойный разговор с самим ребёнком – как приёмного родителя, так и врача: разговор о важности заботы о своём здоровье, о своём теле, о действии лекарств и последствии их отмены или нерегулярного принятия. В таком разговоре начинают формироваться в ещё маленьком ребенке нормальное отношение к заботе о себе, о своём теле, учим прислушиваться к своему состоянию, а значит, в целом лучше себя понимать и контролировать. Такой контакт с ребёнком, спокойное обсуждение его состояния позволят в дальнейшем реагировать на нежелание ребёнка следовать рекомендациям врача не криком, насилием и обманом, а диалогом о необходимости скорректировать лечение, повторно обратиться к врачу за помощью.
Стоит вспомнить, что закон (п. 2 ст. 54 закона № 323-ФЗ) уже с 15 лет (в исключительных случаях – с 16 лет) возлагает уже на самого ребёнка ответственность за принятие важных решений, касающихся его здоровья. И к этому моменту наступления персональной ответственности ребёнка надо стараться готовить.
Немаловажной также является проблема непонимания многими приемными родителями того, что нет «универсальной таблетки», нет простого инструмента для смягчения трудного поведенческого проявления прошлой травмы ребёнка. Назначенная лекарственная терапия в большинстве случаев должна поддерживаться психотерапевтической или регулярной психологической помощью ребёнку.
При этом не второстепенной, а принципиально важной является обязательная регулярная психологическая поддержка и самого приёмного родителя. Ведь понимание страданий маленького человека и его тяжелое поведение не могут не ранить родителей, а причиняя боль, они лишают жизненных сил, мешают действовать адекватно ситуации.
Организованная для ребёнка и семьи комплексная (медицинская и психологическая) забота даёт на практике стабильный положительный результат – нормализацию состояния как ребёнка, так и родителя, создание тёплого, здорового климата в семье.
Именно для такой поддержки организованы многочисленные службы ранней помощи (для семей с детьми до 3-х лет – еще не посещающими детский сад), нацеленные на помощь и биологическим родителям, испытывающим те или иные трудности после появления ребенка в семье. Такими службами помощи и профилактики являются школы приемных родителей и службы по сопровождению приемных семей, специалисты которых готовы выслушать приемных родителей, поддержать в минуту сомнений и родительской неуверенности, повысить родительские компетенции.
Значительной для приемной семьи является роль и специалистов органов опеки и попечительства, которые, контролируя выполнение опекунами своих обязанностей, могут разъяснить, поддержать, направить к специалистам или – в критических случаях – напомнить о наилучших интересах самого ребенка, которыми и должны руководствоваться приемные родители, организуя жизнь в своей семье. Так, право на отказ от следования рекомендациям специалистов ТМПК в случае многолетней успешной приемной семьи может быть обосновано: действительно, опытные родители видят индивидуальные особенности ребенка и, гибко под них подстраиваясь, всю ответственность за образование ребенка даже в не рекомендуемом ему учреждении (с более тяжелой для него программой) берут на себя. Однако «молодая» приемная семья, делая в родительстве первые шаги, не гарантирована от фатальных ошибок: возлагая на ребенка бОльшую, чем он может выдержать, нагрузку в учебе, родители подрывают его хрупкое психологическое здоровье, что не может не сказаться на поведении ребенка как в школе, так и дома и на климате в семье в целом.
Продолжить этот непростой разговор о правах ребенка и семьи, о повышении родительских компетенций можно в СПб ГБУ «Центр помощи семье и детям», специалисты которого, имеющие многолетний опыт поддержки приемных семей, всегда готовы поддержать, найти правильный выход в непростой ситуации.
О мероприятиях Учреждения можно узнать на страницах в социальных сетях, а также по телефонам 497-36-05, 497-36-04.
Ждем Вас на наших мероприятиях!
Начальник отдела социально-психологической
и правовой помощи, юрисконсульт
СПб ГБУ «Центр помощи семье и детям»
Шаманская Л.Н.
Всю информацию о мероприятиях Учреждения можно получить
на нашей странице ВКонакте: