Информированность петербуржцев о противодействии исполнительных органов
государственной власти идеологии терроризма и экстремизма по состоянию на
апрель 2022 года.
Анализ произведен по состоянию на апрель 2022 года в сравнении с ноябрем 2021 года.
По сравнению с ноябрем 2021 г. во многом под влиянием информационного фона событий на Украине в апреле 2022 г. стало больше горожан, считающих проблему терроризма очень актуальной для Санкт-Петербурга. В сложившейся ситуации роста неопределенности заметно понизилась самооценка личной информированности жителей о деятельности городских органов власти
и правоохранительных органов по профилактике террористической угрозы.
Существенные изменения по сравнению с ноябрем 2021 г. произошли в рейтинге основных, по мнению респондентов, причин, побуждающих людей присоединяться к экстремистским группировкам. Наметилась тенденция смещения внимания горожан с «межнациональных», а также социально-экономических мотивов в сторону причин, связанных с влиянием активизации «внутреннего» и «внешнего» политического дискурса вследствие ситуации вокруг Украины – рост в 1,1 раза долей ответов «влияние СМИ, Интернета» и «протест против государственной политики» и снижение – по вариантам «неприятие людей иной национальности или вероисповедания», «большое количество мигрантов в городе», «тяжелая социально-экономическая ситуация в стране» (в 1,1-1,3 раза).
Заметно сократилась доля петербуржцев, которым в средствах массовой информации либо в сети Интернет встречались сообщения об организациях, деятельность которых оказывает, по их мнению, негативное воздействие на обстановку в городе (способствуя возникновению межнациональных, межконфессиональных конфликтов), при этом увеличилась доля тех, кому такие сообщения не попадались.
Вместе с тем при ответах на «открытый» вопрос относительно названий таких организаций со всей очевидностью также проявляется отмеченное выше смещение акцентов под влиянием текущей ситуации (украинского кризиса и его информационной и политической рефлексии).
Это также свидетельствует о концентрации внимания общества, в первую очередь, на данной теме (рост частоты упоминаний либеральных и прозападных организации и украинских экстремистских, и временном отходе на второй план других (в первую очередь, «этнических») аспектов частоты упоминания названий, имеющих отношение к исламизму).
Крайне невысоким, по данным проводимых мониторинговых опросов, остается уровень распространенности в Санкт-Петербурге такого средства профилактической и просветительской работы с населением (а также с целевыми аудиториями), как социальная реклама, посвященная межнациональным отношениям, антитеррористической либо антиэкстремистской профилактике в городе: абсолютное большинство петербуржцев, по их словам, не видели на улицах такую тематическую рекламу. Среди видевших данную социальную рекламу суммарная доля позитивных откликов о ней составляет менее половины, отрицательных – четверть.
Фиксируемая по результатам опросов неизменная популярность у населения сети Интернет в качестве наиболее эффективного канала распространения рассматриваемой социальной рекламы (и в целом цифровых носителей как действенных форм ее подачи), а также реалии новой социально-политической (и геополитической) обстановки делают еще более актуальной задачу интенсификации применения каналов интернет-коммуникаций и компьютерных технологий для соответствующего информирования широких аудиторий населения.
Источник: Комитет по информатизации и связи. Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр.