Основное по объему место в жизни подростка занимает учебная деятельность, ибо в современных условиях подросток — всегда школьник.
В подростковом возрасте наблюдается противоречие: стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличием или даже отрицательным отношением к школьному учению, жизнерадостно-наплевательским отношением к оценкам.
Подросток обычно остро переживает свои учебные неудачи, но его самолюбие иногда вызывает желание замаскировать подлинное отношение к этим неудачам, он делает вид, что к успехам в учении он совершенно безразличен и равнодушен, и даже бравирует этим.
Причины неуспеваемости могут быть самые различные:
— запущенность материала,
— пробелы в знаниях,
— отсутствие привычки трудиться, интереса к учению,
— интеллектуальная пассивность, которую часто принимают за неспособность к обучению.
Одна из самых возможных причин неуспеваемости — неумение учиться. Но именно она ставит наибольшие трудности перед педагогами и родителями.
Таким образом, перед нами вырисовывается линия взаимодействия между учителями и родителями при решении важной задачи — научить школьника учиться. Конечно, учитель всегда находит время в классе, чтобы объяснить приемы правильной работы. Но как поняли ребята его объяснение, как они пользуются этими приемами при подготовке домашних заданий и пользуются ли вообще — это, как правило, остается вне поля зрения учителя.
Совсем в ином положении по сравнению с учителем оказываются родители, наблюдающие за приготовлением школьником домашних уроков. И поэтому они могут оказать школьнику ту помощь, которую просто не в состоянии дать ему учитель. Помощь родителей детям в учебе не может обойти закон — принцип природосообразности, сформулированный еще Я.А. Каменским. Суть принципа в следующем: ребенка надо учить и воспитывать в соответствии с природными законами его развития. Если не считаться с природой ребенка, то может произойти насилие над ним, будет нарушен ход его гармоничного вхождения в общество. Даже самое горячее желание старших облегчить учебные страдания школьников может оказаться не только бесплодным, но и попросту опасным.
Родителям нужно научить выделять учебную задачу, чтобы ребенок ясно понимал, что предстоит освоить, какие приобрести новые знания, чем овладеть. Неумение школьника выделить учебную задачу приводит к тому, что смысл учения он видит в необходимости выполнить предложенные учителем конкретные задания, выполнить их по возможности проще и легче. И родители нередко идут у детей на поводу, практически выполняя задание за ребенка.
Усвоив, что ребенку нужно помогать в занятиях и в тоже время нельзя выполнять задание за него, папа и мама усаживаются рядом со школьником с благой целью — контролировать процесс приготовления уроков и разъяснять то, что тому не понятно. Но ученик начинает имитировать полную непонятливость.
Почти все ребята подросткового возраста сталкиваются с трудностями в учении. С усложнением учебного материала требуются новые методы учения. В чем они заключаются?
И неоднократное прочитывание материала, и самостоятельное воспроизведение сначала в отрывках, потом полностью. Но чтобы разобраться в материале, необходимо провести активную мыслительную обработку материала, в результате которой и наступает запоминание без специальных на то усилий. Очень полезным является такой прием, как смысловая группировка текста. Когда взрослый человек вдумчиво читает какой-либо текст, то в каждом выделяемом им смысловом куске его внимание, естественно задерживается на какой-либо фразе или отдельном слове, которое как бы концентрирует в себе смысловую нагрузку этого куска. Закрепившись в памяти, такая фраза и слово становиться пунктом, вспомнив который, человек без труда воспроизводит содержание этого смыслового куска. Так, после того, как ребенок научился более или менее свободно производить смысловую группировку текста, перед ним можно поставить вопрос: «О чем говориться в данном куске?» — и добиваться, чтобы он не излагал содержание этого куска, а дал краткую формулировку. Для того чтобы научить ребенка выделять смысловые опорные пункты, используют и придумывание заголовков для выделенных частей. Ели человек удерживает в памяти, выделенные им смысловые опорные пункты, то вместе они и образуют как бы логическую схему, отражающую структуры материала. А имея такую схему в голове, уже нетрудно будет воспроизвести по ней материал с нужной степенью подробности.
Выполняя домашнее задание, ученик должен сначала прочитать материал и только потом приступить к его умственной обработке. В конце концов, это приведет к тому, что даже в результате однократного чтения у школьника складывается в уме структурная опорная схема материала. Значит, основные усилия ученик затрачивает теперь не на запоминание как таковое, а на активную мысленную обработку материала.
Кроме того, со стороны родителей важна помощь в организации учебной работы. Что можно посоветовать, если сын или дочь не могут усадить себя за уроки? В общих словах можно ответить так: предстоит нелегкая работа по формированию у школьника качества произвольности — умения управлять собственным поведением, чтобы человек стал хозяином своих желаний, а не наоборот. Важно выработать привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Надо приучить ребенка все необходимое делать с первого напоминания, ни на что не отвлекаясь. Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьезному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых.
Важным моментом в деле выработки привычки к неукоснительности занятий является четкое установление времени для них. Занятия всегда должны начинаться в одно и то же время.
Важными компонентами учебной деятельности, которые обязательно должны быть сформированы у школьника, является самооценка и контроль.
Помощь родителей в учебной деятельности — именно тот труд, в котором обнаруживаются разные грани семейной жизни, проявляется педагогическое кредо семьи, ее психологическая готовность и уровень ее грамотности.
Сколько времени занимает у ребенка приготовление домашнего задания?
Нормами СанПин установлена дозировка домашнего задания:
1 класс — со второго полугодия — до 1 часа,
2 класс — до 1,5 часов,
3-4 класс — до 2 часов,
5-6 класс — до 2,5 часов,
7-8 класс — до 3 часов,
9-11 класс — до 4 часов.
Много это или мало для ребенка, учитывая, что еще 5-6 часов он провел в школе? Сравним с распорядком дня в Царскосельском лицее:
Вставали лицеисты в шесть утра и шли на молитву.
С семи до девяти — занятия, в девять — чай и до десяти прогулка.
С десяти до двенадцати снова занятия.
С двенадцати до часу — прогулка.
В час — обед.
С двух до трех — чистописание или рисование.
С трех до пяти — занятия.
В пять — чай.
До шести — прогулка, потом повторение уроков.
В половине девятого — ужин и до десяти — отдых. В десять — вечерняя молитва и сон.
Нетрудно сосчитать, что на занятия было отведено 7 часов, на прогулки — 3 часа, на повторение уроков — 2,5 часа, на отдых — 1 час.
А сколько времени занят учебной деятельностью ваш ребенок?
Т.А. Кольцова,
глава МО МО округ Морской