Военно-исторические игры к 200-летию Отечественной войны 1812 года

Темы игр: 1-я «1812 г. Сражение на реке Березине», 2-я — «1813 г. Начало заграничного похода: сражения при Лютцене и Бауцене».

Игровые сражения будут проходить в пригородных парках. Приглашаем Ваши команды, принять участие в первой или в обеих играх.

Участники

Команда-«ПОЛК» может быть сформирована на базе отряда, кружка, класса или по другому принципу, в количестве 7-10 человек. В составе полка — мальчики-школьники 10-15 лет (4-9 классы). Старше этого возраста может быть только командир полка (до 17 лет). Полки могут быть разновозрастными, что предпочтительнее, но в данных пределах.

Содержание игры

Игра начинается со смотров полков и армий. Начальная расстановка сил такая же, как это было в истории, но ход событий и их итог зависит от участников. Побеждает лучше организованная армия. Сражение длится 2 часа. По завершении — парад и подведение итогов.

В основе правил — игра в снежки. Каждый полк имеет мишень-«пушку» из фанеры, прибитую к палке. Полки движутся только по аллеям парка. Когда противники встречаются, то обе стороны втыкают в снег мишени и кидают в них снежки. В чью мишень поражена, тот полк должен отойти на 100 шагов. Задача каждой армии — в определенный час занять как можно больше условных городов в различных местах парка. За каждый «город» начисляются баллы. По сумме баллов определяется победившая армия. Кроме «пушки», полк должен изготовить соответствующее знамя, погоны и кокарды. (Подробные правила и инструкции по подготовке будут вручены участникам на организационном сборе командиров полков.)

Полные правила игры и другие материалы можно посмотреть на сайте программы «Воисты» http://fk-voist.narod.ru, а также в группе ВОИСТы на сайте VKONTAKTE.RU http://vkontakte.ru/club551215 .

Заявки на участие принимаются по 15 января 2012 г. лично или по телефону штаб-квартиры Форпоста (тел/факс 356-00-05) — с 16 до 20 часов, а также по электронной почте: forpostspb@narod.ru и в группе «ВОИСТы» на сайте VKONTAKTE.RU. В заявке просим указать:
1. количество команд-полков (не более 2-х новых полков от одной школы / объединения);
2. возраст участников — по каждому полку;
3. наименования полков (если ранее уже участвовали в программе «ВОИСТы»);
4. ФИО руководителя или имя командира полка, контактные телефоны, e-mail.

1-й сбор начинающих командиров полков состоится 16 января в 17.30 в штаб-квартире Форпоста культуры. На сборе командиры получат тексты правил игры и другие положения. Для командиров-новичков будут проведены специальные занятия.

ТРАПЕР Александр Ефимович (+7 921 3533412),
координатор Военно-исторической игры

* * *
О правилах игры
Упрощённый пересказ для новобранцев основных правил военно-исторической игры
(редакция 2012-13 гг.)

Господа полковые командиры!

Прочитайте это в полку вслух для всех, лучше в ролях — один читает вопросы, а другой ответы, при этом бывалые воисты пусть комментируют, что непонятно. Скопируйте и раздайте каждому.

Потом проверьте своих солдат, как они запомнили и поняли правила.

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром…», — так начал своё знаменитое стихотворение М.Ю. Лермонтов, представив свой стихотворный рассказ о Бородинской битве, как разговор рекрута-новобранца с солдатом-ветераном.

Представим, что и у нас новичок-пятиклассник расспрашивает бывалого воиста лет 15-ти, как играть в военно-историческую игру.

• Скажи-ка, дядя, а как сражаются в военно-исторической игре?
o У каждого полка есть «пушка» (мишень на палке). Полк двигается только по дорожкам парка. Когда вы встретили противника, ваш канонир (ответственный за пушку) и канонир противника втыкают пушки на левую обочину дорожки, и, по команде своего командира «Огонь!», вы кидаете снежки. Кому первому попали в щиток пушки — получает поражение и должен отступить назад на 100 шагов быстрым шагом или бегом. После этого побеждённый снова может сражаться.

o В чём же смысл игры? Как в итоге победить, если никого нельзя «убить»?
• Верно, «убивать», т. е. стрелять по людям, нельзя, за это полк может получить штрафные баллы. Зато, если ваш полк в каком-то бою получил поражение, то после отступления он снова боеспособен.
Цель сражения в следующем. В парке есть заранее условленные пункты (города). Задача каждой армии захватить и удержать в своих руках к определённому часу как можно больше городов. За каждый город начисляются баллы. После сражения подсчитывается, какая армия набрала больше баллов, — она считается победившей.

o А можно закрывать свою пушку от снежков?
• Ни закрывать руками (или чем-либо ещё), ни раскачивать, ни ставить пушку за дерево нельзя. Это считается нечестным боем, и за это посредники могут дать полку штраф до 10 баллов.

o Что делать если пушка не втыкается?
• Во-первых, лучше пушку сделать на лыжной палке, чтобы втыкалась хорошо. Но если все равно не втыкается, то канонир может придерживать её рукой, не раскачивая её при этом и прячась за ней.

o Может пушка упасть и считаться поражённой от попадания в палку или от ветра?
• Просто попадание в палку не считается, но если пушка упала или сильно накренилась от снежка — полк получает поражение. Если пушка упала из-за ветра или её задели прохожие — то первый раз не считается — бой переигрывается. Если пушка упала снова, то это уже поражение.

o С какого расстояния можно стрелять?
• Стрелять надо из-за линии своей пушки. Если кто зайдёт за линию пушки, можно получить поражение. Пушки можно ставить не ближе 7 шагов друг к другу. Если ваш полк атакует, то можно остановиться на бòльшем расстоянии.

o А если мы подошли, поставили пушку, а наш противник пушку не поставил и стоит на месте? Мы должны ждать его?
• Ждать не надо — ведь время идёт, и из-за этого город может оказаться у противника. В этом случае поступить надо так. Изготовиться к бою, поставив свою пушку. Затем командир должен скомандовать: «Полк, счёт!». Полк хором считает «Раз, два, три!», и командир кидает один снежок в сторону пушки противника. Если вы всё сделали точно, а противник так и не поставил пушку, — он получает поражение. Если же противник успел поставить свою пушку до окончания счёта — происходит бой.

o Можно полк разделить и одну часть послать в обход?
• Нет, полк не имеет права делиться на части. Только другой полк вашей армии может совершить обход по дорожкам и ударить в тыл противнику.

o А можно сразу двумя полками напасть на один?
• Можно, но только если второй полк совершает обход. На одной дорожке полки не должны перемешиваться, противники сражаются один на один.

o Что делать второму полку на той же дорожке?
• Впереди полк вашей армии сражается. Ваш полк должен остановиться не меньше чем в 10 шагах от передового полка в тылу и занять позицию во второй линии — поставить пушку. Если передовой полк получит поражение, то он зайдёт за вашу позицию, а ваш полк на этом месте принимает бой. Но, имей ввиду, что пушка должна стоять, и действительно в 10 шагах, — иначе и ваш полк автоматически получит поражение.

o Но подойти к другому своему полку, помочь им попасть в пушку противника можно?
• Ты плохо усвоил правила — полки не имеют права перемешиваться. Твой полк может помочь, только атакуя по другой дорожке, или встать в тылу в 10 шагах.

o Получается, что не всегда после поражения надо отступать на 100 шагов?
• Да, не всегда. Меньше, чем на 100 шагов после поражения полк отступает в следующих случаях. Во-первых, если за ним во второй линии на позиции в 10 шагах стоит другой свой полк. Во-вторых, если на пути отступления попадается мост — можно встать за ним. В-третьих, если отступают в город — позиция занимается по правилам этого города. В-четвертых, если победители не преследуют, побеждённые могут отойти на 20 шагов и подождать полминуты.

o Если противника окружить, его можно взять в плен?
• Когда полк ведёт бой, а ему в тыл или во фланг заходит противник, то сразу полк получает поражение. Атакованный с двух сторон полк должен отступить, а если некуда отступать, он попадает в плен и на время плена должен держать пушку перевёрнутой, а знамя необходимо свернуть.

o Что можно делать с пленными?
• В плену находятся только 5 минут (всё это время знамя должно быть свёрнуто, пушка перевёрнута). Пленным можно приказать стоять на этом месте или идти с вашим полком 5 минут (за временем они следят сами). Можно сразу назначить им путь отступления. Пленный командир полка, генерал, или ординарец обязан честно ответить на 3 вопроса.

o У пленных можно взять трофеи?
• Трофеями могут быть только тексты приказов и донесений, которые есть у командира, он должен их отдать. Ни знамя, ни пушку, ни погоны и кокарды ни в коем случае нельзя забирать или портить. Это нарушение принципа чести воистов. За это полк может быть оштрафован на 50 баллов или снят с игры. Если в плен попал генерал — он отдаёт визитную карточку, и полк получает 5 баллов.

o А как взять в плен генерала?
• Можно взять вместе с полком. Если генерал ходит без полка, то в него надо 2 раза попасть снежком. Но если генерал противника ведёт переговоры, или на время стал посредником — с белым платком в руке — стрелять в него нельзя! Также в плен берут ординарцев, бегущих с донесениями или в разведку. Ординарец может отделяться от полка, только если у него на рукаве есть белая повязка. И генерал, и ординарец, как и командир полка, отвечают на 3 вопроса и отдают документы (только карту забирать нельзя, чтобы не заблудились). Через 5 минут их надо отпустить.

o Можно выслать разведку?
• На разведку может пойти только ординарец с белой повязкой на рукаве. Однако не стоит его посылать далеко — может заблудиться.

o Кроме взятия городов и пленных генералов, за что ещё можно получить призовые баллы?
• Призовые баллы (как и штрафные) можно получить ещё на смотре полков перед сражением. Там посредники проверяют готовность полка: как сделаны знамя, погоны, кокарды, пушка; что вы знаете из истории сражения; какая у полка выправка… — и оценивают ваш полк.

o А по итогам игры нам скажут, какое место занял наш полк, и дадут награды?
• Чудак, это же не соревнования, а игровое сражение. На заключительном параде посредники объявят, какая армия (а не отдельный полк) победила по сумме баллов. Генералы проведут предварительное награждение — всем полкам памятные медали и отдельным, какие заметили, условные ордена. Но только полкам, а не лично.
После игры посредники и генералы обсудят, какой полк как себя проявил, и всем полкам определят их звания и разряды, а особо отличившихся наградят почётными надписями на знамя полка.

o Разве солдатам не будут давать значки и медали?
• Будут, но не всем и позже. Командир полка должен представить своих воистов к награждению. Если штаб утвердит представление, то отличившиеся получат значок «За стойкость». Тот, кто третий раз участвует, — значок «Воист». А кто-то может получить и медаль «За отличие», а особые подвиги — знаки Ордена «Доблесть Армии воистов».

o Почему тех, кто играет в эту игру, называют «воисты»?
• Чтобы отличаться от тех, кто играет в историю или в военные игры по-другому. Воист — от сокращения «военный историк». Это слово из одной фантастической повести Вадима Шефнера о будущем, где уже нет войн, но есть люди, которые играют в военных. Девиз, которому следуют настоящие воисты: «Честь и товарищество!».

o И в какие события уже играли воисты?
• Сам я начал сражаться ещё в Наполеоновские войны в кампаниях 1805 — 1807 годов. Потом была Полтавская баталия к 300-летию этого события, в 2010 году Итало-Швейцарский поход Суворова. А до этого, я слышал, были бои из начала Северная войны, а ещё раньше — сражения с Наполеоном 1812-1815 годов. Тебе же предстоит вступить в дело в сражениях 1812-1813 годов. Мы уже разыграли Смоленское сражение, Бородинскую битву, пожар Москвы, бои под Тарутино и за Малоярославец. А тебе предстоит «понюхать пороху» в сражениях на реке Березине и под Полоцком, а затем в начале заграничного похода русской армии 1813 г. — сражения в Саксонии под Лютценом и Бауценом.

o Дядя, а кто придумал эту военно-историческую игру?
• Придумали её в отряде «Звезда». Первая игра прошла в Павловске — штурм Измаила. Нашей игре уже больше 30 лет, а организуют её ребята и взрослые из детской общественной организации Форпост культуры. И мы, бывалые воисты, получившие знак, тоже имеем право называть себя форпостовцами.