Как опекуну заполнить отчет о хранении, использовании и управлении имуществом
совершеннолетнего недееспособного подопечного?
В ежегодном отчете опекуна совершеннолетнего недееспособного гражданина указываются, в частности, сведения о состоянии имущества подопечного, его доходах, а также расходах, произведенных за счет имущества подопечного. |
Опекун должен ежегодно отчитываться перед органом опеки и попечительства о хранении, использовании и управлении имуществом своего подопечного. Письменный отчет за истекший год представляется не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки (ч. 1 ст. 25 Закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ).
Рассмотрим подробнее порядок заполнения каждого из разделов данного отчета.
Общие сведения об опеке
В начале отчета нужно указать отчетный период, за который составлен отчет.
Далее опекун приводит сведения о себе: Ф.И.О.; полный адрес проживания (с индексом); вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность; дату и место рождения; контактные телефоны; место работы и должность.
В отчете также указываются Ф.И.О. подопечного, полный адрес его проживания (с индексом) и сведения об установлении опеки: каким органом опеки и попечительства принято такое решение; дата и номер соответствующего акта.
Сведения об имуществе совершеннолетнего недееспособного подопечного
В данном разделе указываются сведения об имуществе подопечного: недвижимости, транспорте, денежных средствах на банковских счетах, ценных бумагах.
Недвижимое имущество перечисляется по видам (земельные участки с указанием их вида, жилые дома, квартиры и т.д.), и в отношении каждого объекта обозначаются основание его приобретения (например, покупка, мена, дарение, наследование), дата и номер соответствующего договора или акта, адрес места нахождения, площадь и сведения о государственной регистрации прав на объект.
В отношении транспорта отражаются вид и марка легковых автомобилей и иных транспортных средств, основания приобретения, дата и номер соответствующего договора или акта, место регистрации.
В отношении денежных средств на банковских счетах приводятся наименование и адрес кредитной организации, в которой открыт счет, вид счета (депозитный, текущий, расчетный, ссудный и др.), валюта счета, дата его открытия и номер, остаток на счете и процентная ставка по вкладу. Остаток на счете указывается на конец отчетного периода. Для счетов в иностранной валюте остаток указывается в рублях по курсу Банка России на конец отчетного периода.
В отношении ценных бумаг указываются следующие сведения:
а) в отношении акций и иного участия в коммерческих организациях — полное и сокращенное наименование организации и ее организационно-правовая форма, адрес места нахождения, размер уставного капитала на конец отчетного периода, доля участия (в процентах), наименование, дата и номер документа, служащего основанием долевого участия в организации (учредительного договора, договора купли-продажи, дарения, свидетельства о наследстве и др.);
б) в отношении иных ценных бумаг — вид ценной бумаги (облигация, вексель и др.), юридическое лицо, выпустившее ценную бумагу, ее номинальная стоимость, количество и общая стоимость ценных бумаг каждого вида. Общая стоимость ценных бумаг указывается исходя из стоимости их приобретения, а при невозможности ее определения — исходя из рыночной или номинальной стоимости.
Также указывается общая стоимость всех ценных бумаг на конец отчетного периода.
Сведения о сохранности имущества совершеннолетнего недееспособного подопечного
В разделе необходимо отразить вид имущества и сведения об изменении его состава, подтвержденные соответствующими документами, с указанием:
- даты получения средств со счета подопечного;
- даты и номера акта органа опеки и попечительства, разрешающего произвести действия, изменяющие состав имущества подопечного.
Сведения о доходах совершеннолетнего недееспособного подопечного
В разделе следует указать вид и размер дохода подопечного в отчетном периоде. Такими доходами могут быть, в частности, алименты, пенсия, пособия и иные социальные выплаты, компенсационные выплаты и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, единовременные страховые выплаты в возмещение ущерба, причиненного жизни, здоровью и имуществу подопечного, наследуемые и полученные в дар денежные средства.
Если отчет составляется опекуном — близким родственником подопечного, сведения о пенсии, пособиях и иных социальных выплатах последнему в отчет не включаются. К числу близких родственников относятся родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, дети и внуки подопечного (п. 4(1) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 927).
Сведения о доходах от имущества совершеннолетнего недееспособного подопечного
В данном разделе необходимо перечислить доходы, в частности, от следующего имущества подопечного:
- от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, гаражей), транспортных и иных механических средств;
- от вкладов в банках и иных кредитных организациях;
- от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях.
В отчете отражаются место нахождения имущества, размер полученного дохода, наименование и адрес кредитной организации, номер расчетного счета, на который поступил доход. В случае реализации имущества подопечного в отчете указываются дата и номер акта органа опеки и попечительства, разрешающего отчуждение имущества, а также дата и номер соответствующего договора.
Сведения о расходах за счет имущества совершеннолетнего недееспособного подопечного
В разделе отражаются сведения о расходах за счет имущества подопечного, в том числе расходование сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном. От указания сведений о расходовании сумм, зачисляемых на номинальный счет, освобождены опекуны, которые являются родителями или усыновителями совершеннолетнего подопечного — инвалида с детства, совместно с ним проживают и воспитывают его с рождения (с момента усыновления) и до достижения возраста 18 лет (п. 1 ст. 37 ГК РФ; ч. 2 ст. 25 Закона N 48-ФЗ; п. 4 Правил N 927).
В отчете приводятся сведения о сумме расходов по соответствующим группам:
- оплата лечения подопечного в медицинских организациях;
- приобретение товаров длительного пользования;
- ремонт жилого помещения подопечного;
- прочие расходы (на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды).
Сведения об уплате налогов на имущество совершеннолетнего недееспособного подопечного
В разделе необходимо отразить вид уплаченного налога (налог на имущество физических лиц, транспортный, земельный налоги, НДФЛ), дату его уплаты, а также наименование, номер и дату платежного документа.
К отчету прилагаются документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные в нем сведения, за исключением сведений о расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды. Количество листов прилагаемых документов указывается в последней строке отчета.
В завершение опекун проставляет в отчете свою подпись (с расшифровкой) и дату составления отчета.
См. также:
· Как установить опеку над совершеннолетним недееспособным, в том числе пожилым человеком? · Какие выплаты полагаются усыновителю, опекуну, попечителю? |