РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА

ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ И УКРЕПИТЬ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА

 (О РЕЖИМЕ ДНЯ ШКОЛЬНИКА)

Снимок

Одна из основных составляющих здорового образа жизни — правильно организованный режим дня. Режим дня школьника — это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток. Режим дня необходим, чтобы обеспечить высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования. Для сохранения здоровья растущего организма необходимо, чтобы жизнь его подчинялась биологическому ритму, то есть труд, отдых, питание, сон и прочее происходили в одно и то же время. При этом организм привыкает выполнять одну и ту же работу в определенное время, или, по выражению физиологов, вырабатывается динамический стереотип. Что очень важно для развития и роста детского организма.

При организации режима следует учитывать состояние здоровья и функциональные особенности данного возраста. Правильный распорядок дня повышает работоспособность, предохраняет организм от переутомления, способствует повышению успеваемости и укреплению здоровья.

Распорядок дня в переводе на английский звучит, как «тайм-менеджмент», что означает «управление временем». Значение распорядка не ограничивается только физиологическими рамками: распорядок помогает более целесообразно использовать время, воспитывает чувство дисциплинированности и самоконтроля, вырабатывает привычку к порядку. Прививать ребенку умение управлять своим временем можно и нужно с детства.

Основными элементами режима дня школьника являются: занятия в школе и дома, обязательный активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, регулярное и полноценное питание, достаточный по продолжительности сон, свободная деятельность по индивидуальному выбору (чтение, рисование, музыка, конструирование, спорт и др.) и т.д.

Очень важным фактором в режиме дня школьника является сон. Гигиенически полноценным считается сон, имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину. Школьники в зависимости от возраста нуждаются в различной продолжительности сна: 1-4 классы — 10-10,5 часов; 5-7 классы — 9,5-10 часов; 8-9 классы — 9-9,5 часов; 10-11 классы — 8-9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов. Очень важно, чтобы ребенок всегда ложился и вставал в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, и легкое пробуждение. Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату. Полезен сон при открытой форточке, к чему ребенка следует приучать с лета. Наиболее здоровая температура воздуха жилой комнаты 18°С. Непосредственно перед сном у ребёнка необходимо сформировать положительные эмоции поощрением или похвалой, чтением ребёнку книг. У значительной части детей имеет место недосыпание, связанное с поздним отходом ко сну (продолжительное время приготовления уроков, длительный просмотр телевизионных передач, игра с электронными гаджетами, поздний ужин). Систематическое недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам.

Особое внимание следует уделить двигательной активности школьника и прогулкам на свежем воздухе. Двигательный режим складывается в основном из утренней зарядки, занятий физической культурой, участием в спортивных соревнованиях и праздниках, занятий в спортивных секциях, прогулок и т.д. Мероприятия по физическому воспитанию организуются в соответствии с возрастом детей, состоянием их здоровья, уровнем физического развития и физической подготовленности к нагрузкам. Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Общая продолжительность пребывания на воздухе (прогулки, подвижные игры и другие виды двигательной активности) должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 часа, в среднем  школьном возраста — 2,5-3 часа и в старшем школьном возрасте — 2-2,5 часа. Это время лучше всего распределить равномерно в течение дня. Активные движения стимулируют и нормализуют деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной, пищеварительной и нервной систем организма, активизируют внутритканевой обмен. В современных условиях перегрузки школьников чаще всего нарушается именно этот компонент режима дня: сокращается время пребывания на открытом воздухе, снижается двигательная активность детей.

Режим дня школьников должен строиться в соответствии с периодами повышения и спада интенсивности физиологических функций нервной системы: высокий уровень активности коры больших полушарий в утренние и дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы. Работоспособность школьников в течение дня имеет 2 подъема, совпадающих по времени с периодами высокого уровня физиологических функций: в 8-12 час и в 16-18 час. Таким образом, работоспособность и утомление обучающихся зависят от характера построения школьного режима, длительности учебного дня, уроков, системы составления расписаний и чередования предметов, организации перемен, условий приготовления домашних заданий и пр.

Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и перерывов (каникул) в осеннее, зимнее, весеннее, летнее время, и дополнительных каникул в середине третьей четверти — для 1 классов.

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать в соответствии с санитарными требованиями: для обучающихся 1-х классов – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры; для обучающихся 2-4 классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры; для обучающихся 5-7 классов – не более 7 уроков; для обучающихся 8-11 классов – не более 8 уроков.

Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением компенсирующего класса — 40 минут. Обучение в 1-м классе осуществляется при 5-дневной учебной неделе и только в первую смену с использованием «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии с продолжительностью урока — 35 минут, а во втором полугодии – 40 минут. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

Расписание уроков в течение учебного дня и недели — это распределение предметов в зависимости от их трудности при обязательном чередовании лёгких и трудных предметов и обеспечение баланса между двигательно-активными и статическими занятиями. Расписание уроков составляют также с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся. На протяжении учебного полугодия с целью содействия формированию у школьников динамического стереотипа учебно-познавательной деятельности не следует вносить изменения в расписание занятий.

Перемены, обеспечивающие перерывы между каждым уроком, обязательны: они предназначаются для организации достаточной аэрации (проветривания) учебных помещений, а также для организации отдыха обучающихся и восстановление их сил. Продолжительность малых перемен должна быть не менее 10 минут, а больших перемен, — 30 минут или две по 20 минут. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха и подвижных игр.

Внеклассная работа должна быть так организована, чтобы она одновременно с образовательным её значением обеспечивала здоровый отдых и восстановление сил обучающихся после упорного умственного труда на уроках. Так, школьник может заниматься не более чем в двух кружках.

Школьный режим должен быть органически связан с круглосуточным режимом ребенка. Необходимо, чтобы обучающиеся вслед за окончанием уроков в школе могли пообедать и погулять на свежем воздухе, а затем приступали к приготовлению домашних уроков. На приготовление домашних заданий (по всем предметам) нужно выделить время на его выполнение: в 1-м классе (со 2-го полугодия) – до 1 часа, во 2 — 3 классах — 1,5 часа, в 4 — 5 классах — 2 часа, в 6 — 8 классах — 2,5 часа, в 9 — 11 классах — до 3,5 часа.

Полноценное питание благоприятно влияет на умственные и физические способности ребенка, на повышение сопротивляемости детского организма к различным заболеваниям и неблагоприятным влияниям внешней среды. Пища является основным источником энергии и строительным материалом, необходимым для роста развития организма ребенка. Рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов и др. Есть надо в определенные часы 4-5 раз в день. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов. На один прием пищи отводится 20-30 минут. Принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке, внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные эмоции.

Грамотно организованный день школьников укрепляет их здоровье, повышает иммунитет, обеспечивает работоспособность, предохраняет от переутомления, приобщает их к культуре труда. Несоблюдение режима дня приводит к отставанию в умственном и физическом развитии, нервозу, заболеваниям сердечно-сосудистой системы.

РЕЖИМ ДНЯ — ЭТО НАШ ПОМОЩНИК В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ!

 

ИВАНОВА Е.Д.,

врач по гигиене детей и подростков ООМПДвОУ

ДПО №1 СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №4»

Опубликовано в рубрике