О порядке деятельности народной дружины Василеостровского района Санкт-Петербурга.

О порядке деятельности народной дружины

Василеостровского района Санкт-Петербурга.

Вопрос-ответ:

Имеет ли право народный дружинник осуществлять охрану общественного порядка самостоятельно без сотрудника полиции?
– Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (далее – Федеральный закон) имеет рамочный характер и устанавливает необходимые правовые основы участия граждан в охране общественного порядка (в том числе определяет принципы и формы участия, вопросы взаимодействия граждан с органами внутренних дел, применения физической силы народными дружинниками).Детализация отдельных случаев участия граждан в охране общественного порядка (например, участие в мероприятиях по охране общественного порядка в присутствии сотрудников полиции или без них) не является предметом правового регулирования Федерального закона и должна определяться исходя из потребностей правоприменительной практики. В то же время необходимо обращать особое внимание на недопустимость участия граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью (часть 2 статьи 5 Федерального закона), а также отсутствие у граждан, участвующих в охране общественного порядка, полномочий по применению мер государственного принуждения.

Имеют ли право граждане участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка не по приглашению органов внутренних дел (полиции)?
– Системный анализ положений Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что инициатива участия граждан в мероприятиях по охране общественного порядка может исходить как от самих граждан, так и органов внутренних дел. Окончательное же решение вопроса об участии граждан в конкретных мероприятиях по охране общественного порядка принимается органами внутренних дел исходя из потребности привлечения дополнительных сил и средств, а также необходимости реализации принципов приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина (пункт 3 статьи 4 Федерального закона), недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 6 статьи 4). Данное право органов внутренних дел не ставится под сомнение, поскольку обеспечение правопорядка в общественных местах является основным направлением деятельности полиции (пункт 6 части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»), а граждане лишь оказывают им помощь.

Имеют ли право народные дружинники самостоятельно проводить задержание правонарушителя, а также применять к нему физическую силу?
– Условия и пределы применения народным дружинником физической силы определены статьей 19 Федерального закона. Народным дружинникам запрещается применять физическую силу, за исключением случаев устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.Право самостоятельного задержания правонарушителей Федеральным законом, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными законодательными актами народным дружинникам не предоставлено.

Имеет ли право народный дружинник при несении службы по охране общественного порядка иметь при себе гражданское оружие, на ношение которого у него есть разрешение, а также имеет ли он право применить его для устранения опасности, непосредственно угрожающей народному дружиннику  или  иным  лицам?
– С учетом того, что Федеральным законом народные дружинники не наделены специальным правовым статусом в вопросах ношения и применения оружия, они должны руководствоваться положениями Федерального законаот 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», статья 24 которого разрешает гражданам применять оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, а также устанавливает запреты на ношение и применение оружия в отдельных случаях.