Итоги конференции «Дети должны жить в семье»

Cкачать: ms-wordpdf

IMG_0792

Уважаемые участники конференции!
Благодарим Вас за активное участие в работе конференции «Дети должны жить в семье», которая состоялась 8-9 декабря 2015 года.
В приложении Вы найдете Резолюцию конференции и пост-релиз.
Мы будем рады, если Вы сможете написать отзыв о конференции с оценкой нашей работы, мастер-классов и Вашими пожеланиями, которые мы учтем при подготовке следующей конференции в 2016 году. Отзыв можно написать в свободной форме и направить по электронной почте info@rodmost.ru.
Фотоматериалы конференции по ссылке или в группе ВКонтакте.
С уважением,
СПб ОБФ «Родительский мост»Телефоны: (812) 272-23-64, 272-68-51, 719-74-17.
Телефон Кризисной службы: 921-40-08.
Телефон Службы подготовки родителей: 716-16-69.
Общая электронная почта: info@rodmost.ru
http://rodmost.ru/

Пост-релиз_8-9.12.15

Резолюция

конференции «Дети должны жить в семье»

 

9 декабря 2015 года                                                                            г. Санкт-Петербург

 

 

Конференция «Дети должны жить в семье» проходила 8-9 декабря 2015 года в Санкт-Петербурге. Организатором конференции выступил Санкт-Петербургский общественный благотворительный фонд «Родительский мост» в рамках проекта «Снижение уровня вторичного сиротства приемных детей через повышение профессиональной компетентности и качества услуг специалистов, работающих в области семейного устройства детей, лишенных родительского попечения», реализуемого при поддержке Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга.       В конференции приняли участие 142 человека из Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Воронежской области, Красноярского края, Екатеринбургской области, Псковской области, среди которых: 7 представителей исполнительной и законодательной власти, 17 представителей Центров для детей-сирот (детских домов), 19 представителей Домов ребенка, 35 представителей ООиП Муниципальных образований Санкт-Петербурга, 33 представителя учреждений, оказывающих услуги семьям и детям, 31 представитель НКО.

Участники конференции по результатам работы в рабочих группах внесли следующие предложения:

 

по профилактике сиротства детей первых лет жизни:

 

  • необходимо разработать межведомственный регламент по кризисному реагированию в случае угрозы отказа от новорожденных детей или их временного размещения в учреждения для детей-сирот, медицинские учреждения. Разработка регламента позволит улучшить координацию и распределить ответственность при разрешении кризисных ситуаций между органами опеки и попечительства, государственными и негосударственными организациями, объединить ресурсы при сопровождении семей в трудной жизненной ситуации на этапе разрешения кризисной ситуации.
  • необходимо разработать и предоставить межведомственный регламент кризисного реагирования и сопровождения семей с малолетними детьми, находящимися в социально опасном положении, который предполагает заключения трехстороннего договора между законным представителем ребенка, органами опеки и попечительства и государственной или негосударственной организацией, осуществляющей сопровождение семьи, к которому прилагается индивидуальный план работы с семьей с распределенной ответственностью между сторонами. Это даст возможность мотивировать семьи группы риска на совместную работу со специалистами в интересах ребенка, принятие взвешенного решения при отобрании, ограничении или лишении родительских прав.
  • необходимо прояснить правовые основания (кто и на основании чего может осуществлять данную работу и использовать конфиденциальную информацию) привлечения близких родственников в случае угрозы отказа от ребенка или его временного размещения в учреждение с целью поддержки женщины с малолетним ребенком или его немедленного семейного устройства в семью близких родственников без направления в учреждение для детей-сирот, медицинское учреждение.
  • необходимо разработать эффективный комплекс мер по раннему выявлению семей с малолетними детьми группы риска через проведения мониторинга силами помогающих организаций, студентов профильных ВУЗов на основе межведомственного взаимодействия с целью оказания профессиональной помощи государственными и негосударственными организациями выявленным семьям в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации.
  • необходимо создать базу данных семей с малолетними детьми группы риска по институализации детей и жестокому обращению, определить критерии, по которым семья относится к данной группе риска.
  • необходимо провести анализ кадровых, организационных, финансовых, инфраструктурных и материальных ресурсов для оказания помощи семьям группы риска с малолетними детьми. Так как остро ощущается потребность в предоставлении мест в государственных и негосударственных отделениях для женщин с малолетними детьми, потребность в оказании экстренной материальной вещевой и продуктовой помощи.
  • необходимо создание более эффективной системы сопровождения беременных женщин группы риска, которая предполагала бы разработку межведомственного регламента своевременного выявления и результатом кризисного реагирования, создание кризисных центров для беременных группы риска (несовершеннолетних, одиноких без средств к существованию и жилья, лиц без гражданства, лиц без определенного места жительства, женщин, имеющих проблемы с психическим здоровьем, женщин с ВИЧ, выпускниц сиротских учреждений, беременных женщин, вышедших из мест лишения свободы). В рамках сопровождения проводилась бы индивидуальная работа с будущими мамами, привлекались ресурсы близкого социального окружения, проводились школы для молодых матерей, преодолевалась бы разобщенность различных структур и ведомств.
  • поддержать в рамках выделения государственных субсидий, субвенций, государственных заданий, целевого финансирования СОНКО, оказывающие услуги в области профилактики сиротства детей первых лет жизни, в том числе детей со сложным дефектом.

По реструктуризации домов ребенка во исполнение постановления правительства РФ от 24 мая 2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»:

 

  • для более эффективного развития процессов реструктуризации необходимо разработать индивидуальные планы по реструктуризации домов ребенка, в которых обозначены конкретные и достижимые организационные, кадровые, методические и иные задачи, сроки их выполнения, а также необходимый бюджет, внести необходимые изменения в Уставы организаций.
  • участники конференции отметили, что ресурсы штатного расписания домов ребенка, утвержденного в 2000 году позволяют осуществлять их реструктуризацию.
  • необходимо усилить роль Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга как в реорганизации домов ребенка, так и в оценке качественных изменений, связанных с наилучшим обеспечением интересов детей.
  • организовать переподготовку специалистов, которая включала бы аспекты раннего вмешательства, перинатальной психологии и психического здоровья детей первых лет жизни для всех сотрудников домов ребенка с целью донести смысл позитивных изменений, место и роль специалиста в учреждении, обеспечить единый подход в работе с детьми, включить расходы на переподготовку в бюджет учреждения.
  • указать на то, что дети, оставшиеся без попечения родителей, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N481, должны направляться органами опеки и попечительства по акту в дом ребенка и, только в случае медицинских показаний, в больницу. Неоднократное перемещение ребенка негативно влияет на его психическое здоровье, не дает возможности в сжатые сроки оказаться в замещающей семье, что соответствует его наилучшим интересам, размещение ребенка в семье затягивается на несколько месяцев.
  • указать на недопустимость искусственного сокращения детей в домах ребенка с целью улучшения показателей: отказ от размещения выявленных в СОП детей в дома ребенка, размещения их в больницы откуда родители группы риска могут их забрать без проведения тщательной оценки ситуации и организации дальнейшего сопровождения и контроля.
  • указать на случаи возникновения разногласий между органами опеки попечительства, домами ребенка и судом при рассмотрении решений о восстановлении в родительских правах, что может привести к возврату ребенка в социально опасное положение, неоднократному перемещению из учреждения в семью. Провести силами государственных и негосударственных организаций, студентов профильных ВУЗов мониторинг случаев восстановления в родительских правах в отношении детей первых лет жизни за последние 2 года с целью прояснения дальнейшей их судьбы и обеспечения условий для развития и воспитания детей. Разработать межведомственный регламент по сопровождению семей данной целевой группы и обеспечить возможность, на основании трехстороннего соглашения между законным представителем ребенка, органом опеки и попечительства и домом ребенка, сопровождения семей, восстановившихся в родительских правах по индивидуальному плану.
  • внести изменения в Закон о социальном обслуживании Санкт-Петербурга, позволяющие оказывать социальные услуги всем членам семьи.
  • в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N481 разработать межведомственный регламент (форму договора, заявления, последовательности действий и разделения ответственности всех сторон, в том числе в случае экстренного размещения ребенка в учреждение для детей-сирот) при временном помещении ребенка в дом ребенка (кризисное реагирование и первичная оценка, критерии и процедура принятия решения, составление индивидуального плана сопровождения, направленного на возврат ребенка в кровную семью в максимально сжатые сроки) на основании договора между законным представителем ребенка, органом опеки и попечительства, домом ребенка, государственной или негосударственной организацией, сопровождающей семью.
  • поддержать инициативу домов ребенка и СПб ОБФ «Родительский мост» по организации сопровождения и проведения групп поддержки для семей, временно разместившим детей в дома ребенка, в том числе со сложным дефектом.
  • разработать межведомственный регламент взаимодействия между домом ребенка, органом опеки и попечительства, организацией, осуществляющей подготовку кандидата в качестве замещающего родителя на этапе знакомства с ребенком и организации сопровождения на этапе адаптации ребенка в семье.
  • создать условия для встреч потенциальных принимающих родителей, кровных родителей с ребенком на территории учреждения, найти возможность выделить в учреждениях специально оборудованные для этого отдельные помещения.
  • обсудить возможность (критерии) инклюзии и интеграции детей со сложным дефектом с привлечением специалистов профильных ВУЗов, специалистов государственных и негосударственных организаций, занимающихся реабилитацией детей-инвалидов, ранним вмешательством.
  • в соответствии с Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N481 определить критерии состояния здоровья и развития детей первых лет жизни, которые могут направляться в социальные и образовательные учреждения, а также возможность их размещения в данные учреждения, так как это создаст условия для помещения сиблингов в одно учреждение для детей-сирот.
  • поддержать инициативу реформирования домов ребенка в организации по оказанию социальных услуг (в том числе стационарными и полустационарными) замещающим семьям, разместившим воспитанника дома ребенка, семьям группы риска с малолетними детьми, семьям с детьми со сложным дефектом дошкольного возраста, проживающих в территориальной близости к учреждению.
  • найти возможность продления сроков нахождения ребенка со сложным дефектом на отделении милосердия домов ребенка до 7 лет.
  • создать условия для оказания эффективной поддержки (материальной и социальной), для развития паллиативной помощи, стационарных и нестационарных услуг для детей со сложным дефектом, в первую очередь для детей от 0 до 7 лет, что даст возможность предотвратить их сиротство, возвращать их в кровные семьи, устраивать в замещающую семью.
  • создать условия для психологов и педагогов в подтверждении категории в условиях медицинского учреждения, что существенно влияет на размер оплаты труда специалистов.
  • определить порядок работы с детьми, не имеющими регистрации в Санкт-Петербурге, детьми-гражданами иностранных государств, в случае выявления в СОП или необходимости временного размещения в учреждение для детей-сирот.
  • создать возможность временного размещения и депортации родителей граждан иностранного государства с детьми.
  • считать недопустимым размещать детей, не имеющих регистрации в Санкт-Петербурге, детей иностранных граждан без медицинских показаний в больницы, произвести мониторинг в больнице им. Цимбалина и детских больницах города с целью изучения ситуации.

По реструктуризации образовательных и социальных учреждений во исполнение постановления правительства РФ от 24 мая 2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»:

 

  • при размещении ребенка в учреждение необходимо учитывать мнение ребенка относительно поддержания контактов с кровными родственниками и близким социальным окружением, необходимо создать условия для размещения ребенка в регионе его проживания, так как по месту регистрации он будет в дальнейшем обеспечен жилой площадью в случае опеки и попечительства.
  • необходимо содействовать интеграции и инклюзии воспитанников коррекционных учреждений для детей-сирот в образовательную школьную среду.
  • содействовать инклюзии и интеграции воспитанников учреждений в систему дополнительного образования, вывести ее за пределы учреждения для детей- сирот.
  • в Санкт-Петербурге необходимо законодательство, регламентирующее деятельность волонтеров, взаимодействующих с воспитанниками учреждений для детей- сирот.
  • разработать критерии подбора кадров и программы переподготовки для специалистов учреждений для детей-сирот, кадровый вопрос считать основным для исполнения Постановления Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N481.
  • создать условия для взаимодействия с ребенком потенциальных принимающих родителей и кровных родителей, временно разместивших ребенка, на территории учреждения, выделить для этого отдельное помещение. Позволить будущим усыновителям и опекунам посещать культурно-развлекательные мероприятия вне стен учреждения.
  • содействовать деятельности учреждения по работе с кровными родственниками ребенка на основании плана семейного устройства ребенка, обеспечения его развития и воспитания, разработанного совместно с органами опеки и попечительства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N481, решить кадровые и финансовые вопросы по обеспечению данной деятельности.
  • разработать межведомственный регламент по сопровождению семей, восстановившихся в родительских правах или забравших ребенка домой после временного размещения в учреждение на основании трехстороннего соглашения между законным представителем ребенка, органом опеки и попечительства и учреждением, индивидуальным планом дальнейшего сопровождения семей.
  • необходимо создать положение, в соответствии с которым регулировалось бы временное проживание выпускников в организациях для детей-сирот (какие категории, в связи с чем и на какой период и на каких условиях могут проживать), предоставить возможность создания социальных квартир с использованием специального жилого фонда для сопровождаемого проживания выпускников сиротских учреждений, в том числе коррекционных учреждений, в непосредственной территориальной близости к учреждению.
  • внести изменения в Закон о социальном обслуживании Санкт-Петербурга, позволяющие оказывать социальные услуги всем членам семьи, выпускникам сиротских учреждений от 18 до 23 лет.
  • определить порядок работы детьми, не имеющими регистрации в Санкт-Петербурге, детьми-гражданами иностранных государств в случае выявления в СОП или необходимости временного размещения в учреждение для детей-сирот.
  • отметить необходимость решать проблему, связанную с потерей педагогического стажа, отпуска, увеличения рабочей недели до 40 часов (без увеличения заработной платы) у воспитателей детских домов, так как это может привести к потере квалифицированного кадрового состава учреждений

 

По повышению эффективности семейного устройства детей, лишенных родительского попечения:

 

  • создать единую базу движения граждан, прошедших подготовку в качестве потенциальных принимающих родителей.
  • создать единую базу движения, нуждающихся в семейном устройстве, в том числе детей, временно находящихся в учреждениях для детей-сирот.
  • проанализировать количество граждан, желающих пройти подготовку в качестве замещающих родителей, количество семей, находящихся в сопровождении после размещения ребенка, кадровые, инфраструктурные и финансовые возможности организаций, осуществляющих подготовку, поддержать деятельность действующих организаций с целью повышения эффективности и качества подготовки и организации сопровождения семей с приемными детьми.
  • разработать систему финансирования подготовки граждан в рамках выделения субвенций или государственного задания с учетом потребностей города.
  • разработать критерии эффективности процесса и результата подготовки граждан, желающих взять на воспитание детей, лишенных родительского попечения.
  • при составлении плана семейного устройства ребенка старше 10 лет учитывать его желание быть размещенным в семью.
  • осуществлять взаимодействие с НКО при развитии семейного устройства детей школьного возраста, детей-инвалидов, внедрять передовые технологии работы, создавать возможность для безопасного знакомства потенциальных принимающих родителей и детей во время досуговых мероприятий.
  • внести пункт в Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N423 об обязательной подготовке близких родственников.
  • поддержать в рамках выделения государственных субсидий, субвенций, государственных заданий, целевого финансирования СОНКО, оказывающие услуги в области семейного устройства детей, лишенных родительского попечения, подготовки и сопровождении замещающих семей.

IMG_0817 IMG_0842 IMG_0919 IMG_0961 IMG_1053