Совет ветеранов Краснознаменного крейсера «Киров» и Краснознаменного тяжелого атомного ракетного крейсера «Киров» приглашаем участвовать в митинге ветеранов, моряков, жителей города, курсантов, студентов и школьников!
* * *
История крейсера «Киров»
«Помни войну!»
С.О. МАКАРОВ, адмирал Российского флота, 1905 год
Каждый год в конце сентября моряки, блокадники, представители общественности нашего города отмечают день рождения одного из самых замечательных кораблей нашего флота — легендарного крейсера «Киров». Нынешний год — юбилейный.
Крейсер был построен на Балтийском заводе при участии сотен ленинградских предприятий в рамках широкомасштабной кораблестроительной программы СССР 75 лет назад.
22 сентября 1935 г. состоялась закладка корабля. 30 сентября 1936 г. он был спущен на воду, 26 сентября 1938 г. на нем был поднят Военно-морской флаг, 28 сентября 1938 г. Казахская ССР взяла шефство над крейсером.
По своим тактико-техническим данным, артиллерийскому, минному и торпедному вооружению, по скорости, мощности двигательной установки, по маневренности он стал лучшим кораблем в своем классе среди всех флотов мировых держав. А его боевой путь тесно связан с городом на Неве.
В начале Великой Отечественной войны крейсер сражался под Либавой, Ригой, Таллинном, а после известного героического Таллиннского перехода пришел в Ленинград. Об этом переходе и об участии в нем крейсера «Киров» написаны книги. Вы можете прочесть об отражении налетов вражеской авиации, о борьбе с минами. Но до сих пор есть эпизоды, которые остались не отраженными в летописи и литературе.
Наш Совет ветеранов располагает ксерокопией интереснейшего документа, хранящегося в Центральном военно-морском архиве,- докладной на имя народного комиссара ВМФ СССР адмирала Н. Г. Кузнецова командира эсминца «Яков Свердлов» капитана 2 ранга Спиридонова Александра Матвеевича в 1942 г. Служба на Краснознаменном Северном флоте, начинаются словами: «Боясь быть убитым немцами в боях, докладываю Вам т. Народный комиссар ВМФ СССР, с точностью и достоверностью до одной минуты обстановку боя 28 августа в 20 часов 30-35 минут на переходе Таллинн — Кронштадт 1941 г., обороняя и предпринимая все меры по защите и обороне крейсера «Киров», находясь по приказу на 60 градусов левого борта крейсера».
В течение долгих послевоенных лет подвиг командира и экипажа эсминца «Яков Свердлов» (бывший «Новик», вступивший в строй ВМФ России в 1911 г.)
По разным причинам подвиг был не замечен ни государством, ни обществом!
Шли разные версии и домыслы даже известных литераторов и специалистов даже от ВМФ:
— от мины: хотя глубина гибели была по координатам на морской карте — 65 метров, а донные мины Германии — срабатывали датчики только за 50 метров; якорных на месте гибели не было.
Так чья же пл 28.08.41 г. в 20 час. 30 мин. — 20 час. 40 мин. первой торпедой потопила подлодку комбрига Героя Советского Союза Египко (он и еще трое спаслись, находясь на мостике пл, которая шла в корме крейсера «Киров» в 100 метрах в кильватере)? Совет располагает свидетельскими показаниями, которые могут дать еще 8-10 человек. 2-й торпедой потоплен был эсминец «Яков Свердлов».
Есть официальные версии госорганов РФ со ссылкой на официальные органы ФРГ и Финляндии, что все подводные лодки их стран 28 августа 1941 г. именно с 20-00 по 24-00 28.08. 1941 г. находились в местах базирования Финляндии и Польши / Гдыня и Гданьск/ А впереди крейсера шли еще пять тральщиков и ледокол, эсминец «Гневный» «Киров» и п/л «Египко»! / так чья же пл торпедировала крейсер «Киров», но попала в эм. «Яков Свердлов» ?!!
Он свидетельствует о том, что во время перехода, когда «Киров» подвергся атаке немецкой подводной лодки, эсминец «Яков Свердлов», находившийся в охранении, подставил свой борт под вражескую торпеду. Эсминец разломился на две части, которые ушли под воду. На штурманской карте были отмечены координаты этого места : 59 градусов 51 северной широты, 25 градусов 51 минута а восточной долготы.
Цитируем по тексту Архивной справки №10974-10.10.2008 г. Портнову В. Г.
ИЗ Центрального морского архива г.Гатчина т 10 октября 2008 г. №10794-архивная справка/
В наградном листе начальника 3-го отдела подводных сил ВМФ капитана 1 ранга Спиридонова Александра Матвеевича, 1906года рождения, награжденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1945 г. Орденом Красного Знамени, в кратком изложении личного боевого подвига записано:
«При переходе кораблей Краснознаменного Балтийского флота из Таллинна в Кронштадт в 1941году т. Спиридонов командовал ЭМ «Яков Свердлов», охраняя крейсер «Киров» на переходе. При нападении на крейсер подводной лодки противника для защиты крейсера т. Спиридонов подставил свой борт под удар торпеды, тем самым спас крейсер, пожертвовал миноносцем, одновременно обстреливая артиллерией подводную лодку» / заведующий архивным хранилищем В.Рязанова круглая печать ЦВММ// Основание ф.3 оп.1,
Д1263, л. 412/.
Совет ветеранов Краснознаменных крейсеров «Киров» в течение 10 лет поднимает вопрос перед Министром Обороны РФ и Администрацией Президента РФ о придании официального статуса подвигу командира и экипажа эм. «Яков Свердлов».
Получен официальный ответ в марте 2012 г. из официального государственного органа РФ по информации, из военного архива ФРГ и национальной архивной службы Финляндии- эскадренный миноносец «Яков Свердлов» в числе побед ПЛ ПЛ и ТКА ТКА ВМС Германии и Финляндии не значится.
28 августа 1941 г. пять действующих ПЛ ПЛ Германии находились в удалении (У- -139 в районе Турку, У-140- с 24 июля стояла в Гогенгафене, У-142 -в районе Готланда, У-149 -ремонт Гогенгафен, У-144 10 августа потопила советскую ПЛ
Многие блокадники помнят крейсер «Киров» на закованной льдом Неве у Эрмитажа и Адмиралтейства, в камуфляжных сетях, с орудиями и надстройками, покрытыми камуфляжной краской. Моряки переживали все, что и жители города- бомбежки и обстрелы, голод и холод. Но они, экономя на своем пайке, спасали от смерти детей подшефного интерната, давали электроэнергию для продолжавших работать научных сотрудников «Эрмитажа», участвовали в восстановлении городской водопроводной станции.
Вообще же крейсер неоднократно менял позицию на Неве.
И 24 апреля 1942 г., когда он стоял у Горного института, стало для него самым тяжелым днем. Немецкая авиация пыталась уничтожить корабли Балтфлота, пока они закованы в лед. Во время массированного налета зенитчикам крейсера «Киров» удалось сбить несколько самолетов, но две бомбы все-таки попали в корабль. На боевых постах погибли 86 командиров, старшин и краснофлотцев. Все они были похоронены на Пискаревском кладбище.
А корабль продолжал сражаться. За годы войны он провел 260 боевых стрельб, являясь органической частью «огненного щита Ленинграда. 27 февраля 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР крейсер «Киров» был награжден орденом Красного Знамени. И в том же году из Казахстана в блокированный город прибыли на борт крейсера первые 50 добровольцев.
Пройдя многие тысячи миль, совершив десятки заграничных и боевых походов, прослужив и в качестве учебного корабля, в 1974 году крейсер «Киров»
Был выведен из состава ВМФ. А в 1981 году вступил в строй атомный тяжелый ракетный крейсер «Киров» — преемник славных боевых традиций. Память о легендарном корабле не могла умереть и не умирала. В сентябре 1990 г. на Васильевском острове, на улице Морская набережная, 15, были установлены памятный знак, две башни главного калибра крейсера «Киров»,
два гребных винта и венок. С тех пор тут собираются ветераны.
Валентин ПОРТНОВ,
председатель Совета ветеранов Краснознаменного крейсера «Киров» и Краснознаменного тяжелого атомного ракетного крейсера «Киров»