ПРОЕКТ РЕШЕНИЕ Об установлении памятных дат внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербург муниципальный округ Морской

Cкачать: ms-word

ПРОЕКТ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СОВЕТ

ВНУТРИГОРОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ МОРСКОЙ

6 созыва

_________________________________________________________________________________

РЕШЕНИЕ №

«__» _________ 2023 г. Санкт-Петербург

Об установлении памятных дат

внутригородского муниципального

образования города федерального значения

Санкт-Петербург муниципальный

округ Морской.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 г. № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге», пунктом 4 части 2 статьи 5 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Морской, муниципальный совет внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербург муниципальный округ Морской

Р Е Ш И Л:

  1. Установить памятные даты внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербург муниципальный округ Морской:
    1. «День Устава муниципального образования» — 16 июня.
    2. «День присвоения муниципальному округу наименование Морской» — 14 июля.
    3. «День памяти моряков Краснознамённого крейсера «Киров» — 30 сентября.
    4. «День намывных территорий муниципального округа Морской» — 17 декабря.
    5. «День Балтийского моря» — 22 марта.
    6. «День жителя улицы Кораблестроителей» — 15 декабря.

2.Официально опубликовать настоящее Решение в официальном печатном издании внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербург муниципальный округ Морской.

3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на Главу муниципального образования.

4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава муниципального образования

муниципальный округ Морской,

исполняющий полномочия председателя

муниципального совета Т.А. Кольцова

Пояснительная записка

к проекту Решения муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга МО Морской по обоснованию дат

    1. «День Устава муниципального образования» — 16 июня.

Устав МО Морской (на период принятия МО №10) принят постановлением Муниципального совета Муниципального округа N 10 Санкт-Петербурга от 16.06.98 N 9.

    1. «День присвоения муниципальному округу наименование Морской» — 14 июля.

Наименование муниципальному округу Морской присвоено постановлением Муниципального совета муниципального образования муниципального округа N 10 от 14.07.1998 N 10 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования муниципальный округ N 10 Санкт-Петербурга».

1.3 «День памяти моряков Краснознамённого крейсера «Киров» — 30 сентября

30 сентября 1990 года на территории МО Морской на Морской набережной Василеостровского района Санкт-Петербурга, между домами № 15 и № 17, был открыт мемориал в память о подвиге краснознамённого крейсера «Киров» в годы Великой Отечественной войны и 900- дневной блокады города.

После исключения корабля из списков флота две его носовые артиллерийские башни были установлены в Ленинграде (на морской набережной) в качестве памятника кораблю- защитнику города.

    1. «День намывных территорий муниципального округа Морской» — 17 декабря.

Возведение намывных территорий, в настоящее время входящих в состав территории муниципального округа Морской, стало осуществляться на основании Решения Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся от 17.12.1965 N 1135 «О застройке западной части Васильевского острова». Так, на момент принятия данного Решения, нынешняя территория улицы Кораблестроителей являлась акваторией Финского залива.

    1. «День Балтийского моря» — 22 марта.

В 1986 голу во время проведения 17 заседания Хельсинской комиссии (ХЕЛКОМ) Х утвердили решение о праздновании Дня Балтийского моря. Главной целью праздника определили повышение осведомленности и вовлеченности экспертного сообщества, органов власти и населения в процесс выполнения решений Хельсинкской конвенции по защите морской среды района Балтийского регион. Дата празднования выбрана не случайно  — именно в этот день в 1974 году была подписана Хельсинская конвенция, а также празднуется Всемирный день водных ресурсов.

    1. «День жителя улицы Кораблестроителей» — 15 декабря

Улица расположена в западной части Васильевского острова Санкт-Петербурга. Наименована 15 декабря 1972 года на морскую тематику, как и многие другие названия улиц района. В связи с тем, что большая часть жилья в прилагающем районе была отдана служащим Балтийского судостроительного завода, улица в 1972 году стала называться улицей Кораблестроителей. Частично проходит по намывной территории, намытой во второй половине 60-х годов XX века. Пересекает реку Смоленку по мосту Кораблестроителей. Изначально предполагалось, что улица пройдёт от Большого проспекта до Уральской улицы, соединяя начало и конец Наличной улицы. Однако участок улицы Кораблестроителей южнее Прибалтийской площади до сих пор не построен, поэтому первый дом по улице имеет номер 12.

Историческая справка

по службе краснознамённого крейсера «Киров» в составе ВМФ до начала Великой Отечественной войны, его участии в Великой Отечественной войне, обороне Ленинграда и его дальнейшей службе в ВМФ СССР вплоть до исключения из списка флота

 

5 октября 1939 года крейсер прибыл в Таллин. 22 октября 1939 года первым во главе отряда советских кораблей вошёл в порт Лиепаи, 11 октября 1939 года «Минск» во главе отряда советских кораблей первым вошёл в порт Таллина после подписания Пакта о взаимопомощи между СССР и Латвией, которым предусматривалось размещение в последней советских войск.[3]

В Лиепае крейсер базировался до конца советско- финской войны. В этой войне крейсер провёл одну боевую операцию — 1 декабря 1939 года вышел в море для обстрела финской береговой батареи на острове Руссарэ. Не имея кораблей прикрытия и сведений о расположении минных полей, корабль чудом избежал попадания на них. При обстреле батареи было выпущено 35 снарядов (повреждены пристань, казарма, маяк, сама батарея не пострадала).] В ответ финны выпустили 15 снарядов и по их данным — добились попадания в крейсер (советскими источниками попадание в корабль не подтверждается)].

Осенью 1940 года ушел в Кронштадт на гарантийный ремонт и замену лейнеров. 21 мая 1941 года крейсер начал кампанию, вскоре перешел в Таллин. 14 июня перебазировался в Усть-Двинск.

22 июня 1941 года находился на рейде Риги. Далее участвовал в обороне Таллина: с 22 по 27 августа произвел 36 стрельб по войскам противника, в ответ по кораблю было выпущено до 500 снарядов и сброшено 326 бомб немецкой авиацией[6. 25 августа на рейде Таллина крейсер получил одно попадание немецкого 15-см снаряда в корму, от которого загорелись шесть больших глубинных бомб, погибло 9 членов экипажа, 30 получили ранения[6]. Участие крейсера «Киров» в обороне Таллина с его 180-мм орудиями позволило, наконец, закрепиться на линии обороны отступавшим из Прибалтики войскам и на значительное время задержать немецкое наступление на Ленинград.

В таллинском переходе шёл как флагман отряда главных сил (на борту находились командующий флотом вице-адмирал В.Ф. Трибуц, командир отряда главных сил контр-адмирал В.П. Дрозд, основная часть штаба Балтийского флота). Силами прикрытия командовал контр-адмирал Ю.А. Пантелеев, арьергардом — контр-адмирал Ю.Ф. Ралль. Их задачей было прикрывать крейсер. На крейсере эвакуировались Военный совет КБФ, члены Совета Министров Эстонской ССР, ценности Эстонского государственного банка и Красное знамя Балтийского флота. Все боевые корабли, а также транспорты и вспомогательные суда были сведены в четыре конвоя. Опасаясь обвинений в паникёрстве, командование флота не провело предварительного протраливания маршрута перехода и не определило границы минного поля. Во время перехода не делалось попыток обвеховать протраленный фарватер. 29 августа крейсер благополучно прибыл в Кронштадт.

30 августа 1941 года приказом Наркома ВМФ крейсер передан как флагман в состав эскадры под командованием контр-адмирала В.П. Дрозда. Затем крейсер вёл артиллерийский огонь из Кронштадта, по наступавшему противнику выпущено свыше 500 снарядов. Почти ежедневно крейсер подвергался атакам авиации врага и получил несколько попаданий авиабомб (небольшого калибра), погибло трое и ранено двенадцать моряков. Зенитчики сбили три самолёта врага. Затем, с 4 сентября находился в Ленинграде, откуда с позиции на Неве продолжал вести огонь по врагу.

4 апреля 1942 года началась операция «Айсштосс». Около 19 часов после артиллерийского налёта по стоянкам кораблей они подверглись атаке 191 самолёта противника (132 бомбардировщика и 59 истребителей), действовавших тремя большими группами. Их подход был своевременно замечен, все силы противовоздушной обороны Ленинградского фронта и Балтийского флота были подняты по тревоге, но до истребительной авиации приказ дошёл с опозданием. Мощный зенитный огонь не позволил немецким лётчикам прицельно отбомбиться по кораблям: из 230 сброшенных авиабомб вблизи кораблей разорвались только 70, прямое попадание было только одно: бомба пробила палубу крейсера «Киров», затем пробила борт и разорвалась в воде у борта. От разрыва были повреждены два орудия крейсера, вышли из строя дальномеры КДП].

24 апреля 1942 года состоялся первый удар немецкой операции «Гёц фон Берлихен». После мощного артиллерийского удара по кораблям (крейсер «Киров» получил 1 прямое попадание артиллерийского снаряда) 62 бомбардировщика и 28 истребителей противника в течение трёх часов атаковали корабли с разных направлений. Изменение тактики оказалось неожиданным для советской противовоздушной обороны, опасность для кораблей резко возросла. Крейсер «Киров» получил 3 прямых попадания авиабомб. Был уничтожен запасной командный пункт корабля, перебиты некоторые трубопроводы и паропроводы, уничтожены некоторые помещения. Возник пожар в погребах боеприпасов, начались разрывы находившихся там снарядов; во избежание взрыва корабля несколько артиллерийских погребов пришлось затопить. Были повреждены 6 орудий и 2 зенитных пулемёта. Погибло 86 и было ранено 46 членов экипажа.

Летом 1942 года крейсер был полностью возвращён в строй. 27 февраля 1943 года указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых задач командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков и проявленное мужество и отвагу личным составом, крейсер «Киров» награждён орденом Красного знамени.

Артиллерия крейсера участвовала в Ленинградско -Новгородской операции в январе 1944 года. В июне 1944 года с позиции в Ленинградском торговом порту крейсер произвел свои последние залпы в войне по позициям финнов в ходе Выборгско- Петрозаводской операции.

Экипаж корабля был награждён медалями «За оборону Ленинграда». Позже, 13 октября 1944 года 39 членов экипажа крейсера были представлены к правительственным наградам.]

Послевоенная служба

17 октября 1945 года во время выхода на учебные артиллерийские стрельбы недалеко от Кронштадта крейсер подорвался на оставшейся с войны донной магнитной мине. От взрыва корабль получил значительные повреждения: вышло из строя котельное отделение № 5, пpибopы упpaвлeния стpельбoй глaвнoгo кaлибpa и дизeль-гeнepaтop, зaклинилo бaшню № 2, кopaбль лишился хода, были затоплены котельное отделение № 1, артиллерийские погреба двух артиллерийских башен, центральный штурманский пост, центральный артиллерийский пост, пост энергетики и живучести, кладовая сухой провизии. Корабль получил сильный крен и осадку на нос. В момент взрыва погибли 5 членов команды (все из состава центрального штурманского поста). С помощью подошедших кораблей и высланных из Кронштадта аварийных партий поступление воды удалось через несколько часов остановить, «Киров» был отбуксирован в Кронштадт и 28 октября поставлен в док. Ремонт продолжался до декабря 1946 года. По итогам расследования были признаны виновными и осуждены к 5 годам лишения свободы командир кopaбля капитан 2 paнгa М. Д. Осaдчий, и. o. старпома корабля капитан-лейтенант В. Л. Быстров и и. о. командира БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант Л. M. Aвpyтиc (однако в следующем году дело было пересмотрено и все трое освобождены и даже восстановлены на службе в ВМФ).

С ноября 1949 года по апрель 1953 года ремонт и модернизация на заводе №194. 100-мм универсальные установки Б-34 заменили на Б-34УСМ, имевшие дистанционное наведение. Вместо малокалиберной зенитной артиллерии были установлены 9 спаренных 37-мм установок В-11. Заменено радиооборудование. Была переделана носовая надстройка и фок-мачта. Грот-мачту перенесли и установили перед второй дымовой трубой. Стоимость выполненных работ составила около 200 млн рублей (в ценах того времени).

После ремонта до 1958 года крейсер базировался на Лиепаю. 29 апреля 1958 года крейсер вывели из боевого состава и поставили на отстой в Кронштадте. 6 сентября 1960 года «Киров» был расконсервирован и передан в состав Ленинградской военно-морской базы, а 3 августа 1961 года переквалифицирован в учебный корабль. До 1974 года крейсер регулярно совершал походы с курсантами высших военно-морских училищ по Балтийскому морю, неоднократно посещал порты ПНР и ГДР.

После исключения корабля из списков флота две его носовые артиллерийские башни были установлены в Ленинграде в качестве памятника кораблю- защитнику города на территории МО Морской.