Механизм противодействия коррупции в системе государственной власти

Допускаемые государственными гражданскими служащими нарушения законодательства снижают эффективность государственного управления, препятствуют проведению скоординированной политики противодействия коррупции, дискредитируют систему органов государственной власти.
Следует отметить, что в сфере дисциплинарных правоотношений кодифицированный правовой акт отсутствует, что создаёт известные трудности при квалификации дисциплинарных проступков.
В связи с принятием в конце 2008 г. пакета антикоррупционных законов и внесением соответствующих изменений и дополнений в различные законодательные акты, на законодательном уровне сформулированы вполне конкретные нормы, содержащие составы коррупционных дисциплинарных проступков.
На повышение эффективности института дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих как механизма противодействия коррупции было направлено принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления
в области противодействия коррупции» от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ. Данный закон внёс существенные изменения более чем в два десятка законодательных актов, среди которых Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Закон о государственной гражданской службе.
Закон о государственной гражданской службе претерпел следующие изменения в части регулирования дисциплинарной ответственности:
1. Предусмотрена возможность отстранения от замещаемой должности гражданской службы в случае урегулирования конфликта интересов или проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
2. Дополнен статьей 59.1, устанавливающей перечень взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
3. Установление утраты доверия в качестве основания увольнения.
4. Введение порядка применения взысканий за коррупционные правонарушения.
Противодействие коррупции в государственной гражданской службе тесным образом связано с оценкой эффективности ее работы.
Однако стоит учитывать, что для качественной оценки эффективности государственно-служебной деятельности насущной проблемой становится осуществление постоянного мониторинга за исполнением предписаний действующего законодательства и поручений должностных лиц государства специализированными государственными структурами. Так, в Генеральной Прокуратуре Российской Федерации создано подразделение по надзору за исполнением законов о государственной и муниципальной службах. В ходе масштабной проверки, проведенной в 2011 году, было выявлено свыше сорока одной тысячи нарушений требований законодательства
о государственной службе в части декларирования доходов, имущества
и представления сведений об обязательствах имущественного характера.
К дисциплинарной же ответственности привлечено около 6 тысяч виновных лиц, что составляет 14,6% от общего числа выявленных правонарушений.
Таким образом, данное направление деятельности прокуратуры является одним из приоритетных сфер осуществления прокурорского надзора.

 

Андрей Плотников,
помощник прокурора
Василеостровского района Санкт-Петербурга