Что необходимо знать и уметь ребенку при поступлении в первый класс

2. Самообслуживание. У ребенка должны быть сформированы навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки:

а) уметь одеваться, раздеваться без посторонней помощи;

б) уметь расстёгивать и застёгивать разные виды застежек — пуговицы, молнии, кнопки, крючки;

в) уметь правильно пользоваться расческой, мылом, водой, полотенцем, носовым платком;

г) уметь обслуживать себя самостоятельно в туалетной комнате;

д) есть разнообразную пищу; пользоваться столовыми приборами;

е) следить за своим внешним видом.

3. Физическое развитие соответственно возрасту. Сформированная координация движений туловища, головы, конечностей. Координация движений руки и глаз. Развитая мелкая моторика кисти рук: сила кисти, пальцев; владение карандашом, регулируя силу нажима и направление штрихов; умение выполнять мелкие детали из глины, пластилина, бумаги (скатывать шарики, вытягивать полоски, сдавливать лепешечки, выкладывать из них узоры, фигурки).

4. Развитие речи: соответствующее возрасту развитие речи:

— владение развёрнутой фразовой речью и умение построить диалог;

— умение сформулировать и высказать свою мысль;

— умение воспроизвести рифмованную речь; знать наизусть несколько стихотворений;

— грамматически правильный строй речи, род, число, падеж, предлоги;

— владение активным словарём.

Владеть навыками словообразования: сахар-сахарница, клюква-клюквенный; подбирать и использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы, называть детенышей животных, птиц. Подбирать прилагательные к существительному: яблоко — сочное, красное, кисло-сладкое, круглое. Подбирать синонимы, антонимы.

Устанавливать причинно-следственные связи и отражать их в речи: лед в комнате растаял, потому что дома тепло.

Проявлять инициативу в общении — делиться впечатлениями со сверстниками; уметь задавать вопросы; уметь отвечать на поставленный вопрос. Замечать речевые ошибки, исправлять их.

Иметь соответствующий возрасту активный и пассивный словарный запас. Пользоваться обобщающими словами и понятиями.

Правильно пользоваться интонационными средствами выразительности: произносить фразы с различной интонацией (вопрос, повествование, радость, просьба и т.д.).

Владеть связной речью:

пересказывать литературные произведения (рассказ или сказку), рассказывать по картине (или игрушке), рассказывать на основе личного опыта, творческое рассказывание.

Владеть звуковой культурой речи:

правильно произносить все звуки родного языка, правильно и четко произносить звуки, внятно произносить слова и фразы. Давать развернутые ответы на вопросы;

изменять силу голоса (тихо, громко), менять темп речи (быстро, медленно);

определять на слух наличие заданного звука; выделять из группы слов только те, в которых есть заданный звук; определять место слова в предложении;

владеть средствами звукового анализа слова: делить слово на части (слоги), определять звук в слове (гласный — согласный, твердый — мягкий, место звука в слове, ударный — безударный);

составлять цепочки слов: мальчик — кошка — арбуз — заяц — цыпленок и т.д.

5. Иметь представления об окружающем мире. Ребенок может свободно беседовать по следующим темам:

мир растений — огород, сад, виды труда по уходу, урожай, фрукты, овощи, ягоды, цветы, деревья, лес;

мир животных — домашние, дикие (средняя полоса), звери холодных и жарких стран; домашние и дикие птицы средней полосы, птицы холодных и жарких стран;

земноводные и пресмыкающиеся; насекомые, рыбы;

мир человека — человек; семья; дом, улица, город; транспорт, квартира, мебель, посуда, одежда, обувь, головные уборы, продукты питания; профессии — инструменты.

временные понятия: Названия времен года, месяцев; раньше — позже, позавчера — вчера — сегодня — завтра — послезавтра, и т.д., устанавливать последовательность событий, последовательность дней недели, месяцев в году. Природные явления; изменения, происходящие в природе соответственно сезону с живой и неживой природой; осадки в определенный период года; труд людей в зависимости от сезона; игры, соответствующие сезону.

Художественная литература:

стремиться общаться с книгой, уметь слушать литературные произведения; устанавливать существенные связи в текстах; правильно понимать и оценивать мотивы поступков героев, понимать их переживания, мысли, чувства. Проявлять себя в разных видах художественной деятельности, быть творчески активным.

6. Иметь элементарные экологические представления:

знать основные признаки живого, устанавливать связи между состоянием живых существ и средой обитания. Уметь наблюдать, делать выводы, моделировать. Владеть трудовыми навыками. Бережно, заботливо относиться к природе, не нарушать правил общения с природой. Оказывать помощь в уходе.

7. Иметь элементарные математические представления:

осуществлять классификацию по одному — двум признакам, находить логические связи и отражать их в речи, измерять; решать простые задачи (и составлять по образцу, по картинке) на увеличение и уменьшение.

Знать свойства предметов: цвет, форму, размер, материал и др., сравнивать. Составлять закономерность, уметь находить нарушения в закономерности.

Считать: прямой и обратный счет в пределах 10; сравнивать количества в пределах первого десятка (больше на …, меньше на …), операции в пределах первого десятка (сосчитать, сравнить, уравнивать) на наглядной основе.

Иметь навыки письма: уметь скопировать короткую фразу (письменно и печатно).

Иметь пространственные представления:

на — над — под, слева — справа — посередине, спереди — сзади, сверху — снизу, вдоль, через; сравнение: большой — маленький, высокий — низкий, широкий — узкий, выше — ниже, шире — уже, длиннее — короче, толще — тоньше, и т.д. Ориентироваться на листе бумаги, в пространстве.

Иметь представления о геометрических фигурах:

знать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник, овал); уметь выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы; составлять геометрические фигуры из частей; конструировать фигуры из палочек.

8. Владеть навыками изодеятельности:

уметь правильно пользоваться кисточкой, красками, клеем, пластилином, ножницами; рисовать все, что видит вокруг: растения, животных, людей, неживую природу; использовать в работе разные техники: смешивание красок, работа по «мокрому»; обрывание бумаги, складывание, аппликация. Создавать передний, задний планы в рисунке, создавать сюжет, композицию и т.д. Знать и называть основные цвета (красный, желтый, синий), понимать способы цветообразования составляющих цветов.

9. Социально-нравственное развитие ребенка:

Понимать «язык чувств», проявлять сострадание, терпение, уметь сдерживать проявление своих чувств, уметь прощать. Знать правила культуры поведения, выполнять их, уметь общаться доброжелательно, лицом к собеседнику, подбирать доброжелательно-уважительный тон, чтобы быть адекватно воспринятым и понятым другими людьми. Проявлять волевое усилие, уметь поставить «я должен» над «я хочу».

10. Владеть навыками безопасной жизнедеятельности:

— знать свой домашний адрес, телефон, ФИО родителей;

— знать элементарные правила дорожного движения;

— знать правила безопасного поведения (с незнакомыми людьми, с опасными предметами, при пожаре, не брать неизвестные ягоды и грибы и пр.)

11. Иметь представления о России, Санкт-Петербурге:

Знать название своей страны (мы живем в России, это очень большая страна, в ней живут много людей).

Знать название своего города, имя основателя города, почему город назван «Санкт-Петербург».

Знать и понимать особенности Санкт-Петербурга: город островов, рек, каналов и мостов; различать улица-проспект, набережная, площадь; знать названия главных рек; узнавать и называть главную площадь, проспект, главные памятники, отдельные архитектурные достопримечательности.

Иметь представления о разных типах городских построек, различать их: храм, дворец, музей, театр, школа, детский сад, библиотека, поликлиника и т.д.; иметь опыт посещения музеев, библиотек, театра; знать свой домашний адрес и ближайшее окружение.

Знать имена знаменитых петербуржцев, прославивших своим творчеством город и страну (например, А.С. Пушкин, К.И. Росси, П.И. Чайковский);

Знать виды городского транспорта, правила поведения в них, элементарные правила дорожного движения;

Иметь представления о том, что городскую среду необходимо оберегать (от излишнего шума, от загрязнения и т.п.), заботиться об озеленении; понимать — почему (чтобы всем людям было удобно, хорошо и приятно жить в городе); иметь опыт посильного участия в субботниках по благоустройству (например, с родителями).